Истории Музейной Коллекции
обратно
НЕОБЫЧНЫЙ РАКУРС

Макаров

Иван
Кузьмич

1822-1897


Портрет Юлии Николаевны Зиновьевой, сестры поэта К.Н. Батюшкова


холст, масло, 67x53.5 см
Поступление:

1951, из Нижнетагильского краеведческого музея

 

 

 

художник

Удивительный он был человек - Иван Кузьмич Макаров! Исключительно скромный, добрый и трудолюбивый, был во всем прост - в обращении с окружающими, в быту и в одежде[i], не терпел никакого восхваления своего таланта, не выносил лести и сам никогда не льстил. Зная иностранные языки, предпочитал говорить только по-русски. Вместе с женой, Ольгой Николаевной, жили в любви и согласии и было у них 14 человек детей. Смысл жизни этих, по-настоящему интеллигентных людей - любовь, творчество, труд, а жизненное кредо - любить и уважать человека. Наверное, поэтому в их доме бывали и представители высшего света и люди простые.

Иван Кузьмич любил людей - смотреть на них, общаться, изображать их. За 60 лет он создал замечательную историю в лицах, понимая, что все они – частичка судьбы России. Среди тех, кого изображал живописец - люди искусства, государственные деятели, царствующие особы и простые крестьянки. Чей бы портрет ни создавал художник – он искал красоту и обаяние в самом человекеа не в сословной принадлежности. Современники считали Макарова продолжателем традиций Карла Брюллова, его произведения покупал тонкий знаток и ценитель искусства Павел Михайлович Третьяков. Его живопись – совершенна по техническому мастерству, в основе которого - серьезная академическая выучка. Он был невероятно популярен и сегодня известно более 200 портретов, выполненных живописцем, но после смерти был незаслуженно забыт. Сведения о Макарове скудны и единственным ключом к пониманию его личности служат картины.

произведение

Охотнее всего Иван Кузьмич писал женские и детские портреты. Сводная сестра русского поэта Константина Николаевича Батюшкова Юлия Николаевна Зиновьева (Батюшкова). Шести лет от роду Юлия оказалась без матери, воспитывалась в пансионах - такова была судьба девочек из благородных семейств. Отец посылал ей письма и подарки, интересовался ее воспитанием, иногда приезжал, но не было теплого чувства дома, защищенности, скорее ощущение сиротства и одиночества. У известного поэта К.Н. Батюшкова были очень непростые отношения с их общим отцом. Когда отец ушел из жизни, девочка оказалась абсолютной сиротой. Заботы о Юлии взяла на себя добрейшая Александра Николаевна Батюшкова, ее сводная сестра, в семью которой она вошла. Благодарная память Юлии Николаевны сохранила 45 писем, которые писала ей сестра.

Юлия Николаевна окончила Смольный институт с «шифром» – знаком отличия в виде золотого вензеля на белом банте с золотыми полосками в виде инициала императрицы Екатерины II получали всего шесть лучших выпускниц, которые вручал лично император. В 1829 году она вышла замуж за Николая Васильевича Зиновьева, боевого генерала, который пользовался милостью Николая I и был назначен в свиту Его Величества. Николай Васильевич был награжден высшими орденами Российской империи и произведен в чин генерал-лейтенанта. Юлия Николаевна была пожалована во фрейлины императрицы. Известный поэт Василий Андреевич Жуковский высоко оценивал ее душевные качества, а дочь поэта Ф. Тютчева фрейлина Анна Фёдоровна писала: «Юлия Николаевна имела душу страстную, пылающую любовью к России, ум чрезвычайно развитой… Сухость и прямота ее характера помешали ей создать себе место при дворе, хотя по положению ее мужа, она близка к царской семье…».

Скорее всего, портрет был написан по желанию Николая Васильевича – И. Макаров был одним из лучших портретистов, и иметь портрет его кисти считалось большой честью.

 

детали

Роскошь туалета, изысканность позы - все красноречиво рассказывает о жизни некогда красавицы, а теперь – достойной дамы света. В лице - выражение затаенной грусти, достоинства и некоторой отстраненности. Интимности образа способствует тонкая, скромная и благородная цветовая гамма. Мягкие сиреневые тона, светло-фиолетовые кружева воротника платья и сиреневой кружевной же накидки на голове создают образ гармоничный и теплый. Но более чем кружева, привлекает внимание умный и все понимающий, задумчивый взгляд миндалевидных глаз, лицо человека, много пережившего и много понимающего…   

 Алла Детина, филолог

в других музеях