1846-1920
бумага, акварель, гуашь, 23.7x15 см
Поступление:
1946, от Управления по делам искусств при Совете Народных комиссаров РСФСР
Внизу: Ко благотворительницы Москва. В.Маковскiй 1874 го
Не просто наблюдатель, но и тонкий психолог, московский живописец Владимир Маковский вошел в историю искусства как художник, который поднимал в своих картинах важные социальные проблемы общества. Живописец ничего не придумывал, а все находил в жизни. То, что изображал Маковский, он знал доподлинно, посещая трущобы, рынки и захолустья Москвы. О людях, которые ему позировали, он мог рассказать целые истории: особенности характера человека, его биографию и даже странности. Маковского публика любила. А критик Стасов утверждал, что Маковский «решительно может считаться первым московским художником!» В истории сохранился занятный случай, «когда один иностранный художник, изумленный разнообразием типов в картинах Маковского, попросил его показать своих натурщиков. В ответ тот, показав ему на шумную улицу, сказал: «Вот мои натурщики!»
В одной из заметных в творчестве Маковского картин «Посещение бедных» запечатлена типичная для того времени сцена, когда благотворительность в кругу богатых стала модной, правда, которая, по-сути, ничего не меняла в тяжелой жизни бедных людей. Среди героев этой картины и бедная семья, ставшая заложницей нелегкой несправедливо настроенной жизни, и лицемерная барыня, и сопровождающий ее лакей. Маковский абсолютно точен в деталях. Это касается и обстановки, и самих героев. На одном из этюдов автором запечатлен портрет лакея, буквально списанный с натуры. Маковскому найти в жизни подходящий материал было несложно.
Написанию любого произведения предшествовала большая работа: художник не приступал к картине, пока не набирал достаточно материала. В этой акварели, как и в других работах того времени, главным для Маковского стало содержание, которому отвечает выписанность деталей, жизненная ситуация, точная найденность образа, но не сама живопись, как таковая – акварель выполнена в монохромной коричнево-серой гамме.
Перед нами фрагмент будущей картины, в котором значима каждая деталь. Маковский, как хороший режиссер, выбирает тот момент, когда наиболее полно раскрывается человек, суть его натуры.
Фигура лакея царит пустом в пространстве, что подчеркивает его убогую значительность. Через мимику, жест, постановку фигуры художник заглядывает в его душу. Через высокомерие слуги, напущенные на себя гордость и заносчивость, выражается презрительное отношение к жителям убогого жилища. Что сделало его – слугу господ, таким - униформа лакея? – блестящие ботинки, шинель с меховым воротником или шляпа с золотой кокардой, в которых он вдруг ощутил себя хозяином положения, забыв о сострадании к ближнему… Но, право, это просто скудость души!
Лариса Смирных, искусствовед
23.7x15 mm
Поступление:
1946, от Управления по делам искусств при Совете Народных комиссаров РСФСР