Истории Музейной Коллекции
обратно
БЛИСТАТЕЛЬНЫЙ ЦАРЕДВОРЕЦ

Кукрыниксы


Манилов. Иллюстрация к поэма Н.В. Гоголя "Мёртвые души"

1936-1937


бумага, акварель, 59x44.5 см
Поступление:

художник

Кукрыниксы. За необычным звучанием фамилии скрывается псевдоним, составленный из первых слогов фамилий Куприянова и Крылова и первых трех букв имени и первой буквы фамилии Соколова. Сами художники любили пошутить, говоря, что их коллектив состоит не из трех, а из четырех членов: Куприянова, Крылова, Соколова и Кукрыниксы. В начале 1920-х гг., еще будучи студентами Высших художественно-технических мастерских, встретились Михаил Куприянов из Казани, Порфирий Крылов из Тулы, Николай Соколов из Рыбинска, чтобы создать ставший знаменитым на всю советскую страну коллектив художников и не расставаться на протяжении более шестидесяти лет. Творческий процесс Кукрыниксов выглядел так: «они работали все вместе, передавая в процессе работы рисунок один другому, поправляли друг друга и так доводили его до конца». Те, кому удавалось это увидеть, немало восхищались! Творчество Кукрыниксов многогранно - они карикатуристы и плакатисты, живописцы и театральные художники, книжные иллюстраторы и даже скульпторы. А по отдельности каждый из них обладал яркой индивидуальностью, проявлявшейся в камерных пейзажах и портретах.

 

произведение

Книжная иллюстрация занимает особое место в творчестве Кукрыниксов: художники занимались ею с каким-то особым удовольствием, часто используя акварель и рисунок пером. Причем, в этом деле их поддерживал сам М. Горький, присылая из-за границы «на погляд» иллюстрированные книги. В 1937-1938 годах Кукрыниксы проиллюстрировали 3-х томное собрание сочинений Н.В. Гоголя. Из 37 рисунков, созданных к «Мертвым душам», десять - штриховые, остальные исполнены черной и цветной акварелью. Известные к тому времени своей сатирической графикой художники и в книге начинают с образов сатирических и гротескных. Выбранная Кукрыниксами манера иллюстрирования - рассказ, имитирующий изображение с натуры, как нельзя соответствовал их цели идейного направления чтением юных читателей и формирования у них критического отношения к персонажам, осмеянным Гоголем. Художники сосредоточились на жанровых сценах, выполненных в карикатурной манере, Тогда как в основательных, заостренных портретных характеристиках поместных дворян, отталкивающих своим «моральным обликом», почти нет ничего карикатурного.

 

детали

Кукрыниксам удался особенно хорошо трудноуловимый характер Манилова, личность которого Гоголь характеризует с помощью пословицы «… так себе, ни то ни се, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан». Образ Манилова, имя которого стало нарицательным, в гоголевской портретной галерее занимает важное место. Кукрыниксы тоже выделяют эту персону, создавая в цветной акварели портрет бездеятельного мечтателя Манилова. Они след в след идут за писателем, рисующим образ помещика, которому присуще полное отсутствие живых мыслей, стремлений, интересов. Портрет Кукрыниксами сделан не наполно, т. е. не в полный рост, а по колено. Одетый со вкусом в коричневый кафтан, белую рубашку с жабо, брюки в клетку Манилов предстает нам разговаривающим с невидимым собеседником. Ведь главное его занятие в жизни - это пустой разговор! Прищуренные глазки и губки бантиком, заискивающие манеры и заманчивая улыбка обволакивают. Сама же изогнутая поза характеризует речь Манилова - он обожает витиевато изъясняться. Невольно, благодаря авторам, достоверно передавшим облик и манеру поведения бесплодного фантазера, мы сами вовлекаемся в беседу с ним. 

Лариса Смирных, искусствовед

в других музеях