Истории Музейной Коллекции
обратно
НЕОБЫЧНЫЙ РАКУРС

Лагорио

Лев
Феликсович

1827-1905


Гурзуф

1885


холст, масло, 56.5x91 см
Поступление:

1944, из Государственного Русского музея

художник

Первая встреча Льва Феликсовича Лагорио с художником – маринистом Иваном Айвазовским, произошла в  Феодосии, где он и родился. Учившийся тогда в Академии художеств Айвазовский приехал  в Крым  для написания живописных работ. Юный Лагорио  был очарован морскими пейзажами художника, и это повлияло на выбор его будущей профессии и определило жанровое пристрастие – морской пейзаж. В шестнадцатилетнем возрасте  Лагорио был зачислен вольно-приходящим учеником Академии художеств в класс профессора пейзажной живописи М.Н. Воробьёва..  Уделяя внимание  пейзажу, он - пробует писать первые свои марины, изучает строение морских  кораблей и даже отправляется на фрегате в короткое плавание.  За отличные успехи  Лагорио -был награждён золотою медалью , за что  получил право на заграничную командировку. Пейзажи  молодого художника были отмечены высокой оценкой Академического Совета, высказавшего надежду на то, что «он станет в ряду замечательнейших художников русской школы».  Л.Лагорио занял  достойное место в русском искусстве второй-половины XIX  века. Его современниками были замечательные художники-маринисты И. Айвазовский, Р. Судковвский и А.Боголюбов, но  произведения Льва Феликсовича Лагорио  оставили заметный след в развитии русской маринистической живописи.  

произведение

В 1880 году в Петербурге произошел необычный случай – А.И. Куинджи выставил всего одну картину на выставке в своей мастерской. Это была картина «Ночь на Днепре», которая  крайне удивила публику, многие даже заглядывали за холст в попытке найти источник освещения – так ярко светила луна в ночном небе! Мотив лунного света в ночи становиться с тех пор одним из излюбленных мотивов в русском искусстве. Пять лет спустя и Л. Лагорио ставит перед собой ту же задачу в картине «Гурзуф», посвященный  красоте  южного побережья полуострова. Природа Крыма  с детства привлекала душу художника. Обосновавшись в Петербурге, он неоднократно приезжал на побережье Чёрного моря и создавал  выразительные произведения. В картине «Гурзуф»  художник воспроизводит характерный природный крымский ландшафт, изображающий  известную гору Аю-Даг, что означает «Медведь-гора». Гора напоминает  своими очертаниями грандиозный купол или склонившегося к морю гигантского медведя, пьющего  воду. В своей работе Лагорио, всегда отталкивающийся от натурного этюда,  шел  к картине-рассказу, представляя в изображении одного места особенности ландшафта всего Крыма. В пейзаже выразилось особое внимание Лагорио к ясности формы и чёткости передачи деталей первого плана к обобщенности далей.  

детали

Южная летняя ночь… Избрав высокую точку зрения, художник представляет широкую панораму ночного побережья. От  первого плана высокого берега раскрывается  величественный вид на море и  целую гряду гор со сложными и округлыми очертаниями, растворяющимися в ночной мгле. В небе сияет бледно-желтая луна, свет которой бежит длинной мерцающей серебристой дорожкой по воде. Устремленные вверх темно-зеленые кипарисы напоминают погасшие свечи. Используя тонкие тональные переходы, художник добивается мягкости в изображении деревьев, гор, морской воды. Эффект ночного свечения луны наполняет пейзаж таинственно-романтическим настроением. Теплый, едва заметный огонек в окне небольшой хаты вносит ноту лиричности, теплоты и уюта и делает картину душевно близкой

Елена Ильина, искусствовед

Лариса Смирных, искусствовед

 

в других музеях