1827-1905
холст, масло, 56.5x91 см
Поступление:
1944, из Государственного Русского музея
Первая встреча Льва Феликсовича Лагорио с художником – маринистом Иваном Айвазовским, произошла в Феодосии, где он и родился. Учившийся тогда в Академии художеств Айвазовский приехал в Крым для написания живописных работ. Юный Лагорио был очарован морскими пейзажами художника, и это повлияло на выбор его будущей профессии и определило жанровое пристрастие – морской пейзаж. В шестнадцатилетнем возрасте Лагорио был зачислен вольно-приходящим учеником Академии художеств в класс профессора пейзажной живописи М.Н. Воробьёва.. Уделяя внимание пейзажу, он - пробует писать первые свои марины, изучает строение морских кораблей и даже отправляется на фрегате в короткое плавание. За отличные успехи Лагорио -был награждён золотою медалью , за что получил право на заграничную командировку. Пейзажи молодого художника были отмечены высокой оценкой Академического Совета, высказавшего надежду на то, что «он станет в ряду замечательнейших художников русской школы». Л.Лагорио занял достойное место в русском искусстве второй-половины XIX века. Его современниками были замечательные художники-маринисты И. Айвазовский, Р. Судковвский и А.Боголюбов, но произведения Льва Феликсовича Лагорио оставили заметный след в развитии русской маринистической живописи.
В 1880 году в Петербурге произошел необычный случай – А.И. Куинджи выставил всего одну картину на выставке в своей мастерской. Это была картина «Ночь на Днепре», которая крайне удивила публику, многие даже заглядывали за холст в попытке найти источник освещения – так ярко светила луна в ночном небе! Мотив лунного света в ночи становиться с тех пор одним из излюбленных мотивов в русском искусстве. Пять лет спустя и Л. Лагорио ставит перед собой ту же задачу в картине «Гурзуф», посвященный красоте южного побережья полуострова. Природа Крыма с детства привлекала душу художника. Обосновавшись в Петербурге, он неоднократно приезжал на побережье Чёрного моря и создавал выразительные произведения. В картине «Гурзуф» художник воспроизводит характерный природный крымский ландшафт, изображающий известную гору Аю-Даг, что означает «Медведь-гора». Гора напоминает своими очертаниями грандиозный купол или склонившегося к морю гигантского медведя, пьющего воду. В своей работе Лагорио, всегда отталкивающийся от натурного этюда, шел к картине-рассказу, представляя в изображении одного места особенности ландшафта всего Крыма. В пейзаже выразилось особое внимание Лагорио к ясности формы и чёткости передачи деталей первого плана к обобщенности далей.
Южная летняя ночь… Избрав высокую точку зрения, художник представляет широкую панораму ночного побережья. От первого плана высокого берега раскрывается величественный вид на море и целую гряду гор со сложными и округлыми очертаниями, растворяющимися в ночной мгле. В небе сияет бледно-желтая луна, свет которой бежит длинной мерцающей серебристой дорожкой по воде. Устремленные вверх темно-зеленые кипарисы напоминают погасшие свечи. Используя тонкие тональные переходы, художник добивается мягкости в изображении деревьев, гор, морской воды. Эффект ночного свечения луны наполняет пейзаж таинственно-романтическим настроением. Теплый, едва заметный огонек в окне небольшой хаты вносит ноту лиричности, теплоты и уюта и делает картину душевно близкой.
Елена Ильина, искусствовед
Лариса Смирных, искусствовед
56.5x91 mm
Поступление:
1944, из Государственного Русского музея