Истории Музейной Коллекции
обратно
БЛИСТАТЕЛЬНЫЙ ЦАРЕДВОРЕЦ

Голубятников

Павел
Константинович

1891-1942


У львов

1919-1922


бумага, тушь, 25.9x 31.9 см
Поступление:

1997, в дар от дочери художника В.П. Дерябиной, Нижний Тагил

Внизу справа тушью монограмма: ПГ 1919-1922 г

 

художник

Обучаясь в мастерской К.С. Петрова-Водкина в ПГХСУМ[i] – ВХУТЕМАСЕ[ii], и работая преподавателем рисунка и живописи в Клубе школы комиссаров флота при Балтфлоте,  Павел Голубятников переезжает на Выборгскую сторону Петрограда, чтобы не ездить каждый день из Малой Вишеры, где жила семья. преподает в Художественно-технической школе Выборгского района, где заведует живописной студией. В эти годы он ездил в Новгород вместе со всей мастерской К.С. Петрова-Водкина для изучения памятников новгородской живописи и архитектуры и в Пулковскую обсерваторию для астрономических наблюдений, заменял учителя во время его экспедиции в Самарканд в июле-октябре 1922 года. Вероятно, что одновременно он находится и на военной службе,  т.к. 23 августа пишет заявление в учебный совет ПГСХУМ: «…находясь на военной службе, как бывший офицер я поставлен в очень тяжелые условия в отношении к моим занятиям живописью. Ввиду необходимости предоставления  отчетных работ, а  также усовершенствования  в живописи, я прощу Вашего ходатайства через народный комиссариат просвещения о временном моем откомандировании в распоряжение ПГСХУ мастерских и возбуждении ходатайства перед Всерогнав штабом о предоставлении отсрочки по военной службе». За него ходатайствует К.С. Петров-Водкин и просьба была удовлетворена в декабре 1920 года. А в январе следующего года вышел декрет  Совнаркома[iii] о возможности перехода из армии на учебу[iv]. В 1922 году Голубятников должен был защитить дипломную работу, эскиз которой «Гроза» был утвержден годом ранее. В этом же году он решает жениться на девушке Ольге, сестре своего ближайшего друга Маркиана Фролова, будущего композитора.

 

 

 


[i] Петроградские государственные художественные свободные учебные мастерские

[ii] Всероссийские художественные учебно-технические мастерские

[iii] Декрет Совнаркома от 14.01.1921 «О срочном выпуске специалистов до 01 июля 1921 года» продлевал постановление от СНК о приеме в студенты Высших Технических Учебных заведений 1920 года и распространяло его действие на прием студентов в техникумы и практические институты, обеспечивало их «пайком по Рабочему Снабжению».   Декрет предоставлял право «…студентам… находящимся на втором или старших курсах или имеющим не менее 4-х зачетов … по заявлениям откомандировываться в Учебные Заведения из всех без исключения гражданских и военных учреждений … Студенты, находящиеся в рядах частей Красной Армии, могут быть откомандированы на следующих основаниях: а) занимающие должности командиров рот и ниже откомандировываются немедленно по поступлении от них соответствующих заявлений; б) занимающие должности командиров не отдельных батальонов откомандировываются персонально по соглашению Революционного Военного совета Республики с Главным Комитетом Профессионально-Технического Образования, согласно списков, подлежащих представлению в Полевой Штаб Революционного Военного Совета Республики; в) занимающие должность командиров полков или отдельных батальонов и выше не подлежат откомандированию вовсе…» http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=ESU;n=9464

[iv] Академия ходатайствует «о продлении командировке состоящего в штабном резерве сотрудника мобилизованного отдела части Комсостава Павла КонстантиновичаГолубятникова до 15 марта 1921г. ввиду перехода к этому сроку Академии художеств в число технических высших учебных заведений, коим дано право отзыва бывших студентов из армии»

 

произведение

Трудно сказать, почему Голубятников датировал сам этот рисунок тушью 1919-1922 гг. – видимо, и сам забыл, когда он точно был сделан, но помнил точно – в период учебы в мастерской К.С. Петрова-Водкина во ВХУТЕМАСе. Свободно знающий несколько языков, астрономию, физику, музицирующий и пишущий стихи, он теперь – художник, стремящийся к культуре и размышлениям о жизни. Посещение петроградских театров и филармонии, различных концертов, было так необходимо для страдающей души молодого человека – за эти два года семья потеряла свой дом, обеднела, и, после смерти матери и двух сестер, стала вполовину меньше. Вообще, как жить в новой послереволюционной России, непонятно! Мысль о необходимости преодоления трудностей все больше занимала Голубятникова. Однажды он, видимо с друзьями, оказался в зоопарке[v]. После в голове теснились образы людей, клеток, львов…  переплетаясь с образами животных в новгородских, ярославских фресках…

 [v] Зоопарк в Санкт-Петербурге – частный зверинец, основанный 1 августа (по старому стилю, 14 августа – по новому стилю) 1865 года. на собственные средства голландцем прусского подданства Юлиусом Гебгардтом и его женой Софией.  Впоследствии он сменил множество владельцев, более 50 лет оставаясь частным учреждением. В 1917 году был национализирован. В настоящее время – Ленинградский зоопарк, название было решено сохранить в память о подвигах сотрудников в Великую Отечественную войну.

детали

Замкнутое пространство клетки, ограниченное частоколом прутьев, кажется плоским, тесным – здесь негде развернуться зверям и человеку. Фрагментарная композиция словно вырывает из жизни кадр, останавливает мгновение, запечатлев неустойчивый и странный момент – что делает человек в клетке?  Странная фигура словно состоит из геометрических объемов, вся разделяется на треугольники и кубы, резко опущенное вниз столь же геометризированное лицо и вскинутая рука словно дают отпор чему-то или кому-то. А вот сильные и грозные хищные львы здесь отнюдь не страшны, они милые и спокойные, что художник передает плавными округлыми линиями, уменьшает их размер. Неизвестно, был ли живописец в Ярославле, и видел ли фрески XVII века, но особый тип изображения и некая одухотворенность животных, несомненно, восходят к этим знаменитым ярославским прототипам - планетарная концепция К. Петрова-Водкина, ориентация его школы на традиции древнерусской живописи, монументализм были именно тем, что искал в искусстве П. Голубятников.

Елена Ильина, искусствовед

Лариса Смирных, искусствовед

в других музеях