1891-1942
холст, масло, 73x88 см
Поступление:
В Киеве, куда переехал художник в 1925 году, начинается новый этап творческой деятельности Павла Голубятникова. Он был приглашен для преподавания ректором Иваном Вроной в первое на Украине высшее художественное заведение – Киевский художественный институт, где в разное время преподавали и В. Татлин, и К. Малевич.
В картине явно проступает местный колорит, изображен момент, подсмотренный в жизни. Женщины схвачены в нарочито случайных позах, их как бы остановило мгновенье пролетавшего над ними самолета. И это мгновение словно оказалось растянутым во времени. Общий колорит построен на тех же основных цветах, к которым присоединяются теплый зелено-желтый и холодный фиалковый, ровными плоскостями формирующие поле у дороги. Звучный цвет передает чистоту и наивность восприятия сельскими женщинами пролетающего над ними чуда – самолета!
Линия горизонта берется очень высоко, согласно учению Петрова-Водкина, земля «опрокидывается», что создает ощущение взгляда с очень большой высоты. Самолет, отсутствующий в изображении картины, летит, делает виражи, и фигуры женщин, словно увиденные глазами летчика, предстают под разными углами зрения. Благодаря данному способу видения вертикали стоящих людей и деревьев, композиционно организуются в веерообразные расходящиеся наклонные, которые как бы втягивают зрителя в условное пространство картины, и в то же время, сообщают пространству сильное направленное движения, проблему которого, по словам самого художника, он и стремится решить в этой картине.
Елена Ильина, искусствовед
Лариса Смирных, искусствовед
73x88 mm
Поступление: