1891-1942
холст, масло, 54.5x63.5 см
Поступление:
1993, приобретено у дочери художника В.П. Дерябиной, Нижний Тагил
На обороте: ПГ 1925 г. Киев
В 1925 году Павел Голубятников участвует в конкурсе, объявленном на учебный год 1925-1926, на должность профессора только что созданного художественно-педагогического факультета Киевского художественного института (КХИ) и переезжает в Киев, приняв приглашение ректораИ.И. Вроны. Причин для переезда много – одна из них реорганизация ВХУТЕИНа и ликвидация класса К.С. Петрова-Водкина. Двумя годами ранее художник женился, и у него родилась дочь Верочка. В Киеве он поселяется с семьей по адресу: ул. Овручская (Овруцька), 17, кв.1. В институте Голубятников назначен штатным руководителем секции цвета форм и технических дисциплин, а вскоре - профессором кафедры рисунка и живописи. Киевский институт живет напряженной жизнью, и Голубятников также становится руководителем художественно-предметной комиссии формально-технических дисциплин художественно-педагогического факультета (знаменитый ФОРТЕХ), руководителем секции цвета. Он преподает цветоведение, рисунок, живопись, разрабатывает программу по цвету формально-технических дисциплин и программу факультативной работы. Но, главное – активно работает творчески. Он экспонирует свои картины на выставках и вступает в члены АРМУ – Ассоциации революционного искусства Украины.
Приехав в солнечный и утопающий в зелени Киев, после сумеречного и вечно серого Петербурга-Ленинграда молодые Ольга и Павел Голубятниковы с младенцем-дочкой много гуляют – на Днепр, Крещатик, и, конечно, на Владимирский спуск с булыжной мостовой. Дух захватывает от раскрывающихся просторов, света и игры красок! Подниматься в гору с ребенком на руках – тяжело. И в один из таких моментов, когда жена Ольга несла с трудом дочь, вероятно, и родилась идея картины «Киевлянка». Произведение, несомненно, восходит к знаменитой картине К.С. Петрова-Водкина «1918 год. В Петрограде», 1920, как композиционным приемом, так и темой – мать с ребенком. Подобно «Петроградской мадонне» центральная группа в «Киевлянке» резко приближена как крупный кадр кинофильма, срезана краем холста, выхвачена из потока существования и приподнята над ежедневностью, но не отделена от нее. Тот же ракурс, открытый за спиной город, то же жест матери, сжимающий ручку ребенка. Но у Голубятникова женщина утратила строгую правильность черт, античную соразмерность движений, стала проще, характернее, даже «натурнее» при всей обобщенности. В стремлении показать крутизну спуска живописец резко «запрокидывает» композицию. Этот явственный наклон сообщает фигуре женщины, принимающей на себя ребенка, эффект падения. Голубятников воспринимает пространственную глубину как реальность. Он фокусирует взгляд на разных планах и тем самым создает иллюзию движения. В результате дистанция вхождения зрителя в картину запрограммирована самим автором. Дочь художницы, говоря о «Киевлянке», вспоминала слова отца о том, что символическим подтекстом этой картины была мысль о преодолении трудностей.Из письма К.С. Петрова-Водкина П.К.Голубятникову, Шувалово-Киев, 25.11.1926 «…Получили милую фотографию Тети Оли и Ве-г-очки и вашу «Киевлянку», в ней есть самобытность…» Картина экспонировалась в Москве на выставке «10 лет Октября».
Зритель вместе с женщиной находится на высоком холме и видит удаленные планы: раскинувшийся город, синевой сияющий Днепр, солнечную светлоту мостовой Владимирского спуска. Украинская земля подарила Голубятникову новое понимание цвета. После здесь северного Петербурга здесь - сплошное солнце и ясные краски, к которым он стремился. Акценты в цвете в творчестве Голубятникова меняются. Гармонично-сочная картина рождена в соседстве красок то разбеленных, то звонких – желтых, оранжевых, голубых, то утомленных красно-коричневых. Но при общем солнечном цвете, чистоте красок пейзажа возникает нота драматического звучания.
Елена Ильина, искусствовед
Лариса Смирных, искусствовед
54.5x63.5 mm
Поступление:
1993, приобретено у дочери художника В.П. Дерябиной, Нижний Тагил