1891-1942
холст, масло, 63x54 см
Поступление:
1975, от жены художника О.П. Голубятниковой, Нижний Тагил
Справа внизу: ГП
1926 год – один из самых успешных в творческой биографии художника Павла Голубятникова: живописец завершает работу над третьим вариантом картины «Гроза», пишет «Киевлянку», несколько натюрмортов и небольшой холст «Голова женщины» в традиционной третьей выставке студенческих работ.Как ученик К.С. Петрова-Водкина он последовательно проводит идеи учителя в жизнь, передавая их своим студентам в Киевском художественном институте, тем самым продолжая работу школы. В ноябре в залах института состоялась «…первая выставка работ студентов, среди которых были работы учащихся первого года обучения на педагогическом факультете, отдельно были представлены работы по формально-техническим дисциплинам…», в которой участвовали учащиеся Голубятникова. А летом, в августе ему удалось съездить в Ленинград, где состоялась встреча с К.С. Петровым-Водкиным. Но, главное, Голубятников – постоянный участник многих выставок и его имя становиться известным.
В 1926 году Давид Давидович Бурлюк приглашает трех художников – П. Голубятникова, В. Пальмова и А. Тарана участвовать от Киева в Выставке левого искусства в Нью-Йорке,организованной меценатом левого искусства Катериной Драйер и ведущим художником и поэтом футуристом Давидом Бурлюком. В состав грандиозной выставки, которую представила энтузиастка Катерина Драйер в Бруклинском музее, вошло более чем 300 работ 106 художников из 19 стран. Две картины Голубятникова «Утро» и «Натюрморт с блюдечком» с этой выставки К. Драйер и американский коллекционер К.Бринтон приобретают в свои коллекции. Из письма Д. Бурлюка П.Голубятникову 28.11.1928, Нью-Йорк «…Президент «MuseumofmodernArt» missKatherineDreier препровождая мне чек за вашу картину пишет: «Пожалуйста, сообщи ему, сколь большое удовольствие и развлечение эта картина всегда дает мне…» К.Драйер весьма интересная фигура - художница-абстракционистка, коллекционер современного искусства, она, совместно с Марселем Дюшаном и Ман Рэем в 1920 году была основательницей нового художественного общества, которое, было названо Анонимным.
В этом же 1926 году Голубятников, воодушевленный успехом, пишет картину «Голова женщины», которую спустя два года – в 1928 году, ему было предложено представить на Венецианской Биеннале. Произведение вошло в состав 266 работ русского павильона.
Из дневника П.К. Голубятникова: «… Каждый предмет и явление я стараюсь разглядеть и раскрыть его конструкцию, разоблачить его тайну, раскрыть перед миром значение его… мало этого, я присоединяю ему последствия и предшествующие события…»
Лицо женщины – это скорее лик, напоминающий иконные образы. При внешнем аскетизме чувств, он внутренне наполнен. За спокойной строгостью взгляда, далекого от привычного, читаются высокие нравственные категории. Словно останавливающий течение времени, этот взгляд не вопрошающий, но молчаливо призывающий к ответственности за мир. Голова женщины приближена и дана много крупнее натуральной величины, так, что тесно вписывается в прямоугольник холста. Лицо моделировано очень четко, без детализации, построено на спокойных линиях и пластически органично сочетается с панорамой раскинувшегося за ним пейзажа, вместе с тем доминируя над ним. В пейзаже узнаваемые приметы украинской природы: строго геометризированные горизонтальные линии неба, светло-голубой реки и полосы дороги, пирамидальные тополя. Эта бесконечная неоглядная ширь и даль просторов не просто уголок природы, а именно земля, увиденная в плоскости всеобъемлющего.
Елена Ильина, искусствовед
Лариса Смирных, искусствовед
63x54 mm
Поступление:
1975, от жены художника О.П. Голубятниковой, Нижний Тагил