Истории Музейной Коллекции
обратно
О, пряные ароматы Востока...

Голубятников

Павел
Константинович

1891-1942


Гроза

1938-1939


холст, масло, 156x210 см
Поступление:

1994, в дар от дочери художника В.П. Дерябиной, Нижний Тагил

художник

Периодпребывания Павла Голубятникова в Киеве был наиболее благоприятным в его жизни. В эти два года, когда художник писал произведение, он преподавал в Киевском художественном институте, воспитывал маленькую дочь, был счастлив с женой и полон светлых надежд на будущее. Недавнее недомогание оставило его, жизнь налаживалась. Он философски настроен и ищет некую скрытую правду жизни и всех явлений. Позднее в своем дневнике П.К. Голубятников запишет «… Каждый предмет и явление я стараюсь разглядеть и раскрыть его конструкцию, разоблачить его тайну, раскрыть перед миром значение его… мало этого, я присоединяю ему последствия и предшествующие события…» Художник активно участвует в выставках, имя его становиться известным в художественной жизни Украины. Все больше и больше он увлекается теорией цвета, все больше и больше уходит в его символику. Много размышляя о сути живописи, он уходит в проблемы движения, опуская детали, утверждаясь в обобщенности.

 

произведение

К теме грозы Павел Голубятников обращался трижды: в 1919 он создал первый вариант картины «Гроза» на бумаге пастелью (видимо эскиз)второй – в 1920 уже на холсте маслом (местонахождениеобеих работ неизвестно). Волнующая его тема Грозы в грозные революционные годы была опосредованным высказыванием художника на события жизни. Картину с таким сюжетом молодой художник хотел выставить на диплом. И действительно, 22 июля 1921 года комиссией ВХУТЕМАСА был утвержден эскиз дипломной работы «Гроза». Но в связи с болезнью, защиту диплома в 1922 году он вынужден был отложить. Впрочем, молодой художник участвовал ею в конкурсной выставке Академии художеств. Лишь в 1924 году он почувствовал в себе силы и вновь обратился к работе. Но, время изменилось и первоначально утвержденный проект дипломной работы – второй вариант «Грозы» отклонен Комиссией живописного факультета. В раздражении, по словам Веры Голубятниковой, К.С.Петров-Водкин сказал – «Ну, суньте им эту!», указав на «Портрет жены», выполненный Голубятниковым в 1922-1923 гг. (местонахождениенеизвестно).

Однако, тема не оставляет художника и переехав на Украину он пишет третий вариант картины «Гроза», работая над ней долго и вдумчиво. Уже в январе 1927 года живописец представил ее на I выставку Киевского филиала Ассоциации революционного искусства Украины (АРМУ), а в марте – на IВсеукраинскую выставку АРМУ вместе с еще четырьмя картинами. Произведение не осталось не замеченным! Искусствовед Ф.Л. Эрнст в 1927 году «…Первое, что бросается в глаза, когда входишь на выставку – это Пальмов и Голубятников. Голубятников – представитель одной из ведущих в России школ Петрова-Водкина. Что касается самого мастера – тут многим далеко. Наибольшее внимание всех посетителей привлекает центральное полотно, где вырезанная из желтого фигура юноши – как будто она сошла со старой иконописной ярославской фрески – села перед фотон из моря, на поверхности которого отделились и застыли две волны из голубого стекла. Ни светло-фиолетовая лодка, поднявшаяся с иконописным юношей вверх кормой, ни вторая, поднявшаяся носом – не дают впечатления грозы….» из книги – Первое, что бросается в глаза, когда входишь на выставку – это Пальмов и Голубятников. Голубятников – представитель одной из ведущих в России школ Петрова-Водкина. Что касается самого мастера – тут многим далеко. Наибольшее уважение вызывает у всех зрителей центральное полотно, где вырисовывается центральная фигура юноши, сошедшего словно со старой иконописной ярославской фрески, сильного перед морем…». Отрицательные отзывы Голубятников переживал очень тяжело. В1941 году Голубятников пишет в своем дневнике о картине «Ночь»: «…Сколько злобы и борьбы вызовет эта вещь! Конечно, не меньше чем «Дети» или «Гроза»…»

Вероятно, он понимал, что картина его обращена к другим поколениям и расскажет им о времени в образной форме сильно и честно…

детали

Золотокожий юноша сидит в насыщенно-фиолетовом по цвету челне, дно которого запрокинуто на зрителя. Душевная неустойчивость, неуверенность в дне завтрашнем, тревожащие вопросы – что ждет впереди? что будет? Заставили его бросить весла и застыть в метафизическом покое. Пейзаж аскетически застыл, синие «стеклянные» волны с белой пеной на гребне, застыли, грозно поднявшись. На горизонте – усиленно гребущий второй лодочник и всполохи молний. Дочь художникаВера Дерябинавспоминала «…Однажды к нам домой (в то время наша семья жила в Ленинграде, в аудиториях Академии художеств), пришел почтальон. Он встал на пороге, долго смотрел, и сказал маме: «Передайте автору, что там, где соприкасается синий цвет с красным, возникает молния». Отец был в восторге «Я над этим как раз и работал, что это должна быть гроза, там, на горизонте должно светиться!»

Голубятников словно вводит зрителя в процесс, создавая сферическую композицию с круглящимся горизонтом. Символика цвета, философия миропонимания – здесь главные. Как и утверждение принципов школы К.С. Петрова-Водкина.

Елена Ильина, искусствовед

Лариса Смирных, искусствовед

 

в других музеях