Истории Музейной Коллекции
обратно
НЕОБЫЧНЫЙ РАКУРС

Бугаевский-Благодарный (Богаевский)

Иван
Семенович (Васильевич)

1773/1780-1859/1860


Портрет графа Виктора Павловича Кочубея

1837


холст, масло, 67.5x56 см
Поступление:

Местобытование: Строгановский дворец-музей, Санкт-Петербург; Государственный Эрмитаж, Государственный Русский музей

1944, из Государственного Русского музея. 

 

Внизу справа:   И. Бугаевскiй 17…1837                

 

 

художник

В жизни Ивана Бугаевского много неясностей – в фамилии и отечестве, датах рождения и ухода, немногое известно и о личных событиях.  Художник родился в Киеве в семье мещанина, в 6 лет в 1779 году был принят в Санкт-Петербургскую Академию художеств, где 15 лет учился под руководством знаменитого профессора Щукина и окончил ее в 1794  году.  Талант и усердие сделали его мастером и позволили приобрести дворянское звание, выхлопотать чин и  место в Министерстве внутренних дел. Почти тридцать лет он состоял на гражданской службе, поскольку творчество не приносило доходов. Лишь в 1822 году к нему приходит успех, и он был признан как портретист, а два года спустя был удостоен звания академика. Скрупулезность письма и предельная реалистичность его портретов сделала Бугаевского своего рода «летописцем» истории в портретах российских деятелей. Помимо станковой живописи художник много занимался и монументальной, участвуя в восстановлении церквей после наполеоновского нашествия.

произведение

И. Бугаевский-Благодарный предпочитал писать портреты с натуры, стремясь максимально точно передать внешнее сходство и значимость личности.  Но портрет выдающегося государственного деятеля[i] Виктора Петровича Кочубея  живописец писал в 1837 году, уже спустя три года после неожиданной кончины графа в возрасте 66 лет в 1834 году[ii]А.С. Пушкин написал в дневнике по поводу его кончины: «Царь был неутешен, новые министры повесили головы». Но в том же 1837 году портрет графа Кочубея создал и прославленный акварелист П.Ф. Соколов. Причиной обращения художников к личности дипломата была не просто дань памяти, но стремление запечатлеть для истории образ человека, чья деятельность была судьбоносной для многих государственных дел

Трудно сказать, какой из портретов был создан раньше – П.Ф. Соколова или И.С. Бугаевского-Благодарного, настолько они сходны по композиции. Но оба они - по композиции, легкому наклону головы и самому портретному сходству восходят к последнему прижизненному портрету В.П. Кочубея в парадном мундире, выполненном в 1832 году немецким художником Францем Крюгером, приехавшим в тот год в Петербург для работы над портретом Александра I для Военной галереи Зимнего дворца. Несомненно, оба художника знали портрет Ф. Крюгера. Разница лишь в том, что Соколов и Бугаевский-Благодарный изображают  дипломата в сюртуке.

По некоторым сведениям известно, что И. Бугаевский-Благодарный написал пять его портретов. Видимо – идентичных, т.к. хранящийся в Днепропетровском художественном музее экземпляр, практически неотличим от нижнетагильского. ИЩЕМ МУЗЕИ, ГДЕ ЕЩЕ ЕСТЬ ЭТИ ПОРТРЕТЫ!.

В.П. Кочубей сделал блестящую карьеру – при Екатерине II Великой в 1787 г. был камер-юнкером во время ее путешествия в Крым, затем был причислен к миссии в Лондоне и чрезвычайным посланником в Константинополе; при  Павле I стал членом Коллегии иностранных дел, был осыпан щедрыми наградами и возведён в графское достоинство, но, женившись по любви, впал в немилость; в царствование Александра I  стал одним из наиболее значительных государственных деятелей, но, главное, он вошел в так называемый «Негласный совет»[iii], призванный подготовить преобразования России и стал ближайшим советником императора и первым министром внутренних дел Российской империи (1802-1807, 1819-1823); во время правления Николая I был председателем Государственного совета, первым председателем Попечительского совета заведений общественного призрения (1828-1834),а в 1834 году государственным канцлером внутренних дел. Либерал, дипломат, опытный и умный администратор,  он был сторонником ограничения крепостного права, и заслуги его перед Россией были столь  значительны, что среди 129 фигур самых выдающихся личностей в российской истории он стал одним из персонажей памятника «Тысячелетие России», установленном в Новгороде Великом в 1862 году по проекту скульптора М.О. Микешина.

Портрет графа В.П. Кочубея поступил в Нижнетагильский музей из Государственного Русского музея в числе 16произведений, направленных в только что открытый художественный музей в конце последнего военного лета 1944 года. По всей вероятности, комплексная передача произведений была осуществлена из Перми, где тогда находился эвакуированный из Ленинграда Русский музей, однако подтверждений этому нет.

 

 

[i] В графское достоинство был возведен в 1799 году, а в 1831 году – в княжеское достоинство.  

[ii] Граф В.П. Кочубей скончался ночью 3 июня 1834 года на руках своей супруги от припадка грудной жабы (стенокардии) и был похоронен в церкви Святого духа Александро-Невской лавры. 

[iii]   В работе «Негласного комитета» -  неофициального совещательного органа при императоре Александре I, участвовали граф П.А. Строганов, князь А. Чарторыйский, Н.Н. Новосильцев.

детали

До середины XIX века русская культура «говорила на языке моды»[2], фиксируя все детали. Граф В.П. Кочубей изображен в модном в 1830-х годах двубортном гражданском сюртуке из добротного сукна с окорокобразными рукавами, расширенными у плеча и по моде тех лет сужающимися к кисти, хотя в портрете этого и не видно. Грудь у сюртука обычно подбивалась ватой. Воротник шалью высоко поднят, вокруг шеи плотно завязан шейный платок, поднимающий жесткие уголки воротничка рубашки. Отметим, что вечерние шейные платки были белыми, в отличие от черных дневных, а его сложное завязывание свидетельствует о консерватизме обладателя – романтики носили свободно завязанные черные платки. Отсутствие усов и бороды выдает государственного деятеля – мужчина, занимающий должность в солидном учреждении не мог носит по правилам тех лет усы и бороду. Волосы портретируемого туго завиты, и тщательно уложены  в приличествующую времени прическу. Граф изображен с орденами Святого Владимира I степени (награжден в 1814 году) и Андрея Первозванного на левой стороне груди (награжден в 1821 году, а бриллиантовыми знаками в 1828 году), жалованным портретом Николая I и знаком отличия «За сорок лет беспорочной службы».

Елена Ильина, искусствовед

 

в других музеях