Истории Музейной Коллекции
обратно
БЛИСТАТЕЛЬНЫЙ ЦАРЕДВОРЕЦ

Боровиковский

Владимир
Лукич

1757-1825


Иов и его друзья

конец 1810-х


холст, масло, 33x46 см
Поступление:

1951, от Нижнетагильского краеведческого музея

 

художник

Владимир Лукич Боровиковский, можно сказать, потомственный художник-самоучка. Он родился в Миргороде в 1757, в семье казака Луки Боровика, который вместе с тремя сыновьями - Василием, Иваном и Владимиром, занимался иконописью. Став самостоятельным, Владимир отошел от строгих канонов иконописи, и начал писать церковную живопись в духе «украинского барокко», отличающегося прихотливостью. Так бы и остался художник местной знаменитостью, если бы не случайность. В 1787 Владимир Лукич  исполнил две аллегорические картины для украшения одного из «путевых дворцов» Екатерины II, возводившихся на пути её следования в Крым. Картины  обратили на себя  особенное внимание императрицы - на обоих была изображена  сама Екатерина II. Императрица пожелала видеть автора картин, говорила с ним и посоветовала ему ехать в Петербург, в Академию Художеств. Спустя год  Боровиковский решился на переезд  в Санкт-Петербург, но его  путь в Академию художеств был закрыт по возрасту - ему в ту пору уже исполнился 31 год. С 1792 он брал уроки  у австрийского живописца И.Б. Лампи, работавшего при дворе Екатерины II, затем у Д.Г. Левицкого. После создания ряда портретов, библейских и исторических композиций в 1795 году В.Л.  Боровиковскому присвоено звание академика, а в 1802 году - советника Академии Художеств. Художник известен, прежде всего, как мастер портрета.

Один из самых известных, талантливых и своеобразных художников конца XVIII - начала XIX векаВладимир Лукич Боровиковский. Несмотря на это биография  художника крайне бедна фактами: родился на Украине, в Миргороде, 24 июля 1757 года в семье казака Луки Боровика, почти все члены семьи и родственники служили в Миргородском полку. В детстве и юности все способствовало развитию способностей талантливого мальчика - его отец, Лука Боровик, дядя, двоюродные и родные братья составляли родственный клан иконописцев - неся исправно полковую службу, в свободное время они занимались иконописью  и первые навыки в живописи будущий художник получил в семье. Следуя семейной традиции, Владимир Лукич также был определен на военную службу, но в чине поручика вышел в отставку и целиком посвятил себя искусству.

Но лишь случай помог ему расстаться с глухой провинцией.  Императрица Екатерина II Великая ехала в Крым! Для встречи Боровиковский написал две аллегорические картины для одного из «путевых дворцов», находившихся на пути следования, и кто-то из свиты императрицы обратил внимание на эти картины и их автора. Картины понравились императрице и польстили ее самолюбию. Царская похвала открыла Боровику дорогу в Петербург.  Так в сентябре 1788 года художник оказался в Петербурге, где он сменил фамилию на Боровиковский. 

Но в Академию художеств 30-летний живописец поступить уже не мог. Он стал получать частные уроки у своего прославленного земляка Дмитрия Григорьевича Левицкого, а затем у австрийского живописца, Иоганна-Баптиста Лампи, работавшего при дворе Екатерины II. И очень много копировал лучшие образцы европейской живописи и работы своих наставников! Этого ему оказалось достаточно, чтобы в совершенстве овладеть профессиональным мастерством и  к 1790 году стал одним из трех самых знаменитых русских художников-портретистов.   

Наследие В.Л. Боровиковского обширно и разнообразно. В парадном портрете его произведения почитались за образцы, в камерном –открыл миру путь к душе человека, оценивая его высшие качества как художника периода классицизма, преуспел и в миниатюре.  За тридцать восемь лет упорной работы в Петербурге художник создал сотни произведений. На него буквально сыпались заказы от самых высокопоставленных особ, вплоть до членов императорской фамилии. Но в конце жизни Боровиковский полностью посвятил себя религиозной живописи, которой он так или иначе занимался всю жизнь. В этих произведениях по-прежнему проявляется талант большого мастера. 6 апреля 1825 г. В.Л. Боровиковский внезапно скончался от разрыва сердца на шестьдесят восьмом году жизни. Последней его работой стал иконостас церкви Смоленского кладбища в Петербурге, где он и был похоронен.

Много десятилетий прошло, прежде чем появился широкий общественный интерес к этому большому художнику, чему во многом способствовала выставка 1905 года, возродившая его имя. На ней огромными усилиями было собрано более ста портретов Боровиковского. Его работы, разбросанные по дворянским усадьбам и частным собраниям, только после 1917 года влились в музеи и сейчас с достаточной полнотой представляют творческое наследие этого выдающегося мастера.

 

произведение

«Иов и его друзья» - одна из поздних работ мастера. Сюжет взят из ветхозаветного писания, где Иов предстает мучеником, на долю которого выпадают сверхчеловеческие страдания. Потомок Авраама, он жил в то время, когда «народ божий» находился в египетском рабстве, и был царем, которого все почитали. Когда Иов садился на свой трон – «юноши прятались, старейшины вставали, а князья удерживались от речей» - то есть мудрость его была такой, что признавалась абсолютно всеми. Но главным достоинством Иова был абсолютно праведный суд - все это признавали. Иов – натура правдивая, образец терпения. Боясь оскорбить Бога, он и на земле вел жизнь честную.

Но… был врагами свергнут со своего престола, потерял семерых сыновей, трех дочерей и все имущество. Некогда счастливый праведник превращается в старика, страдающего от страшных болезней. Так он жил, лишенный всего, пораженный проказой, осмеянный. И страдания его, по преданию, продолжались 7 лет. Все от него отвернулись, кроме трех друзей - Елифаза, Вилдада и Софара, которые тоже лучше бы отвернулись, нежели пришли с обвинениями. Друзья предлагали Иову отступить от Бога, но он отстаивал свою верность Богу, защищал свой путь. Иов исповедовался перед друзьями, понимая, что величайшей ценностью, которая у него осталась, главной наградой – был Бог.  «Со мной поступили несправедливо, но Бог все равно жив» - говорил Иов. Непонятный, загадочный, но Живой. А для друзей его Бог был фактически мертвым.

Иов в Библейских сказаниях есть пример внутренней чистоты и прообраз страдавшего и воскресшего Христа. История Иова с потрясающей силой и остротой ставит вопросо смысле страданий в жизни человека, указывает единственный исход  разрешить страшную загадку жизни - путь веры: принять жизнь со всем ее горем и радостью и преклониться перед непостижимостью судеб жизни в мире.

Для В. Боровиковского Иов - вполне реальный образ, так же, как реально и все его окружение. Манера письма лиц, фигур, жестов сидящих рядом друзей - все выдает большого мастера. Складки одежд выдают блестящего знатока анатомии – они обоснованы строением и движением тела, характером материй. А чувство скульптурной пластики сочетается с высокой живописной гармонией. Живопись показывает, каким тончайшим мастером и подлинным живописцем был В.Л.Боровиковский.

 

детали

Обнаженные части тела написаны пластически свободно, портретные характеристики лиц - сильны: выразительный поворот головы, огромный прекрасной формы лоб Иова. В реалистичную сцену   мастер привносит особенности барочной стилистики: на заднем плане дано изображение грозового неба с молниями, художник прописывает складки и украшения дорогих одежд, вводит насыщенный цвет,  органически, нерасторжимо связанный с формой

Антонина Наседкина, реставратор

в других музеях