Истории Музейной Коллекции
обратно
НЕОБЫЧНЫЙ РАКУРС

Клодт

Константин
Александрович

1867-1928


Запорожец. Казнь Тараса

1892


воск, тонировка, 26х8x8 см
Поступление:

1944, от Свердловского областного отдела по делам искусств

художник

Легко ли быть внуком знаменитого деда? Как найти именно свой путь в искусстве и избежать сравнение с известным родственником? Наверное, именно такие вопросы стояли перед Константином Клодтом, когда он выбирал свой путь в жизни и в искусстве. Рожденный в Орловском имении в год смерти деда – скульптора  Петра Карловича Клодта, создателя выдающихся конных скульптур, Константин Александрович Клодт буквально наследует ему в творчестве, и все же ищет свою дорогу. Этому способствовали не только знаменитое родство, атмосфера большой творческой семьи Клодтов, в которой было  много художников, но и незаурядный талант будущего скульптора. Он был выпускником Московского училища живописи, ваяния и зодчества, в котором учился за казенный счет по классу скульптуры в мастерской С.И. Иванова в 1883 – 1892 годах. Советом училища Клодт был признан одним из лучших скульпторов пятилетия, и в 1896 году отправлен в Европу за счет процентов премии им. С.М. Третьякова для продолжения обучения. Годовое европейское турне наполнило молодого художника впечатлениями, дало возможность увидеть шедевры мировой культуры. А дома ждала престижная работа у самого ювелира Карла Фаберже, которогоК. Клодт привлек  - своей «кабинетной пластикой» - композициями малых форм, нередко сочетающими декоративные и прикладные функции - Несмотря на то, что Константин Александрович проработал у Фаберже всего год, а потом отправился в по приглашению К.А. Савицкого в Пензу, накопленные - знания и умения позволили в послереволюционные годы найти себя, и просто не дать умереть с голоду. В 1921 году Клодт перебрался в Касли на Урал, где стоял всемирно известный чугунолитейный завод, , где он и скончался семь лет спустя.

       Легко ли быть внуком знаменитого деда? Как найти именно свой путь в искусстве и избежать сравнение с известным родственником? Наверное, именно такие вопросы стояли перед Константином Клодтом, когда он выбирал свой путь в жизни и в искусстве. Рожденный в Орловском имении в год смерти деда –скульптора  Петра Карловича Клодта, создателя выдающихся конных скульптур, Константин Александрович Клодт буквально наследует ему в творчестве, и все же ищет свою дорогу. Этому способствовали не только знаменитое родство, атмосфера большой творческой семьи Клодтов, в которой было  много художников, но и незаурядный талант будущего скульптора. Он был выпускником Московского училища живописи, ваяния и зодчества, в котором учился за казенный счет по классу скульптуры в мастерской С.И. Иванова в 1883 – 1892 годах. Советом училища Клодт был признан одним из лучших скульпторов пятилетия, и в 1896 году отправлен в Европу за счет процентов премии им. С.М. Третьякова для продолжения обучения. Годовое европейское турне наполнило молодого художника впечатлениями, дало возможность увидеть шедевры мировой культуры. А дома ждала престижная работа у самого ювелира Карла Фаберже, которогоК. Клодт привлек  -своей «кабинетной пластикой» - композициями малых форм, нередко сочетающими декоративные и прикладные функции. Несмотря на то, что Константин Александрович проработал у Фаберже всего год, а потом отправился в по приглашению К.А. Савицкого в Пензу, накопленные - знания и умения позволили в послереволюционные годы найти себя, и просто не дать умереть с голоду. В 1921 году Клодт перебрался в Касли на Урал, где стоял всемирноизвестный чугунолитейный завод, , где он и скончался семь лет спустя.

 

 

произведение

Небольшая, выразительная восковая скульптура, изображающая привязанного цепями к столбу казака, поступила в Нижнетагильский музей как работа знаменитого скульптора барона Петра Карловича Клодта. Но Петр Карлович, много работая и в скульптуре малых форм, создавая композиции для отливки в Каслях, все же оставался верен анималистическому жанру, отдав раз и навсегда свое сердце изображению лошадей.  А вот его внук – Константин Александрович, не просто работал в области  скульптуры малых форм, но обращался к образам русской литературы. Еще в 1889 году побывав в Ясной Поляне, Константин Клодт создал кабинетную композицию «Лев Толстой на пашне», а за дипломную работу «Тарас Бульба» в 1892 был награжден золотой медалью и выпущен из Московского училища живописи, ваяния и зодчества со званием классного художника. Эти факты позволяют предположить, что композиция «Казнь Тараса» исполнена не Петром Карловичем, а его внуком - Константином Александровичем. Вероятно, это один из вариантов дипломной работы «Тарас Бульба», за которую К.А. Клодт и получил золотую медаль. Сама по себе композиция из воска явление уникальное, ведь чаще всего этот материал использовался для моделей. Литье по выплавляемой модели было широко распространено в XIX веке, и эта технология часто применялась студентами и выпускниками художественных училищ. Однако, есть сведения, что русские медальеры и скульпторы использовали воск не только как промежуточный, но и как основной материал (например, миниатюры Федора Толстого), хотя это касалось рельефных изображений, а не скульптуры. Обращение к образу Тараса Бульбы в год 50-летия издания окончательного варианта произведения можно рассматривать как выражения поддержки настроенных простив власти слоев общества. 

детали

Скульптором представлен кульминационный момент повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба».  Фигура Тараса Бульбы, привязанного цепями к столбу, напряжена в желании освободиться. Костра как такового нет, но само движение тела, мощное напряжение композиции и даже выражение лица, говорит о трагедии, но говорит и о борьбе, силе духанесломленной воле казака.

Александра Шемякина, искусствовед

в других музеях