1867-1928
воск, тонировка, 26х8x8 см
Поступление:
1944, от Свердловского областного отдела по делам искусств
Легко ли быть внуком знаменитого деда? Как найти именно свой путь в искусстве и избежать сравнение с известным родственником? Наверное, именно такие вопросы стояли перед Константином Клодтом, когда он выбирал свой путь в жизни и в искусстве. Рожденный в Орловском имении в год смерти деда – скульптора Петра Карловича Клодта, создателя выдающихся конных скульптур, Константин Александрович Клодт буквально наследует ему в творчестве, и все же ищет свою дорогу. Этому способствовали не только знаменитое родство, атмосфера большой творческой семьи Клодтов, в которой было много художников, но и незаурядный талант будущего скульптора. Он был выпускником Московского училища живописи, ваяния и зодчества, в котором учился за казенный счет по классу скульптуры в мастерской С.И. Иванова в 1883 – 1892 годах. Советом училища Клодт был признан одним из лучших скульпторов пятилетия, и в 1896 году отправлен в Европу за счет процентов премии им. С.М. Третьякова для продолжения обучения. Годовое европейское турне наполнило молодого художника впечатлениями, дало возможность увидеть шедевры мировой культуры. А дома ждала престижная работа у самого ювелира Карла Фаберже, которогоК. Клодт привлек - своей «кабинетной пластикой» - композициями малых форм, нередко сочетающими декоративные и прикладные функции - Несмотря на то, что Константин Александрович проработал у Фаберже всего год, а потом отправился в по приглашению К.А. Савицкого в Пензу, накопленные - знания и умения позволили в послереволюционные годы найти себя, и просто не дать умереть с голоду. В 1921 году Клодт перебрался в Касли на Урал, где стоял всемирно известный чугунолитейный завод, , где он и скончался семь лет спустя.
Легко ли быть внуком знаменитого деда? Как найти именно свой путь в искусстве и избежать сравнение с известным родственником? Наверное, именно такие вопросы стояли перед Константином Клодтом, когда он выбирал свой путь в жизни и в искусстве. Рожденный в Орловском имении в год смерти деда –скульптора Петра Карловича Клодта, создателя выдающихся конных скульптур, Константин Александрович Клодт буквально наследует ему в творчестве, и все же ищет свою дорогу. Этому способствовали не только знаменитое родство, атмосфера большой творческой семьи Клодтов, в которой было много художников, но и незаурядный талант будущего скульптора. Он был выпускником Московского училища живописи, ваяния и зодчества, в котором учился за казенный счет по классу скульптуры в мастерской С.И. Иванова в 1883 – 1892 годах. Советом училища Клодт был признан одним из лучших скульпторов пятилетия, и в 1896 году отправлен в Европу за счет процентов премии им. С.М. Третьякова для продолжения обучения. Годовое европейское турне наполнило молодого художника впечатлениями, дало возможность увидеть шедевры мировой культуры. А дома ждала престижная работа у самого ювелира Карла Фаберже, которогоК. Клодт привлек -своей «кабинетной пластикой» - композициями малых форм, нередко сочетающими декоративные и прикладные функции. Несмотря на то, что Константин Александрович проработал у Фаберже всего год, а потом отправился в по приглашению К.А. Савицкого в Пензу, накопленные - знания и умения позволили в послереволюционные годы найти себя, и просто не дать умереть с голоду. В 1921 году Клодт перебрался в Касли на Урал, где стоял всемирноизвестный чугунолитейный завод, , где он и скончался семь лет спустя.
Небольшая, выразительная восковая скульптура, изображающая привязанного цепями к столбу казака, поступила в Нижнетагильский музей как работа знаменитого скульптора барона Петра Карловича Клодта. Но Петр Карлович, много работая и в скульптуре малых форм, создавая композиции для отливки в Каслях, все же оставался верен анималистическому жанру, отдав раз и навсегда свое сердце изображению лошадей. А вот его внук – Константин Александрович, не просто работал в области скульптуры малых форм, но обращался к образам русской литературы. Еще в 1889 году побывав в Ясной Поляне, Константин Клодт создал кабинетную композицию «Лев Толстой на пашне», а за дипломную работу «Тарас Бульба» в 1892 был награжден золотой медалью и выпущен из Московского училища живописи, ваяния и зодчества со званием классного художника. Эти факты позволяют предположить, что композиция «Казнь Тараса» исполнена не Петром Карловичем, а его внуком - Константином Александровичем. Вероятно, это один из вариантов дипломной работы «Тарас Бульба», за которую К.А. Клодт и получил золотую медаль. Сама по себе композиция из воска явление уникальное, ведь чаще всего этот материал использовался для моделей. Литье по выплавляемой модели было широко распространено в XIX веке, и эта технология часто применялась студентами и выпускниками художественных училищ. Однако, есть сведения, что русские медальеры и скульпторы использовали воск не только как промежуточный, но и как основной материал (например, миниатюры Федора Толстого), хотя это касалось рельефных изображений, а не скульптуры. Обращение к образу Тараса Бульбы в год 50-летия издания окончательного варианта произведения можно рассматривать как выражения поддержки настроенных простив власти слоев общества.
Скульптором представлен кульминационный момент повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба». Фигура Тараса Бульбы, привязанного цепями к столбу, напряжена в желании освободиться. Костра как такового нет, но само движение тела, мощное напряжение композиции и даже выражение лица, говорит о трагедии, но говорит и о борьбе, силе духа, несломленной воле казака.
Александра Шемякина, искусствовед
26х8x8 mm
Поступление:
1944, от Свердловского областного отдела по делам искусств