Истории Музейной Коллекции
обратно
БЛИСТАТЕЛЬНЫЙ ЦАРЕДВОРЕЦ

Бершадский

Юрий
Рафаилович

1869-1956


Портрет уральского писателя Павла Петровича Бажова

1943


холст, масло, 100.7x79.2 см
Поступление:

1945, от Свердловского областного отдела по делам искусств.

Справа внизу: Ю. Бершадский XI-1943

На обороте: Бершадский Бажов

 

 

художник

Заслуженный деятель искусств Украины,  участник многих передвижных выставок Юлий Рафаилович Бершадский встретил 1941 год в Одессе - ему шел 73-й год. Вместе с женой и внучками он отправляется в эвакуацию. По счастью, семья не смогла попасть на последний теплоход, который подвергся обстрелу немецкой авиации почти сразу после отплытия. Бершадским удалось уехать из Одессы лишь по железной дороге, «…на открытых платформах с зерном, под бомбежками и дождями. С большими трудностями в начале сентября 1941 года они добрались до Свердловска»[i]. Так художник оказался на Урале, с которым оказалась связанной вся его последующая жизнь – здесь он продолжил свою активную деятельность, создал большую галерею портретов, был частым и активным участником собраний Союза художников. Свердловские власти и художники города с большой теплотой приняли Юлия Рафаиловича: признанный на Украине художник он давно заявил о себе, как о приверженце русской реалистической школы, был многократным участником выставок и прекрасным педагогом. В юности он учился в мастерской И.Е. Репина, много работал под его руководством в жанре портрета.  В Свердловске он с большим увлечением отдается любимой педагогической деятельности, стал профессором Уральского политехнического института, на кафедре архитектуры, принимает участие в агитационно-массовой работе, много и успешно занимается живописью, уделяя основное внимание портретному жанру. В военные годы им были написаны портреты видных ученых, которые, как и он сам, были в эвакуации, в послевоенное время, несмотря на свой почтенный возраст - посещает цеха и пишет портреты передовиков производства, исполняя тем самым социальные заказы.

произведение

После всех трудностей дорожного переезда в Свердловск Ю.Р. Бершадский сразу был направлен к председателю Союза писателей Павлу Петровичу Бажову,  которому в годы войны было поручено заниматься «вопросами размещения творческой интеллигенции, прибывающей на Урал в эвакуацию». Писатель стремился облегчить жизнь приезжих в суровых условиях войны, «…его нередко можно было видеть в приемной какого-либо крупного партийного чиновника, где он настойчиво добивался то устройства жилья для приезжего писателя или художника, то назначения спецпайка голодающему собрату по перу»[ii]. Он был «…центром притяжения всех культурных сил не только Свердловска, но и всего Среднего Урала». П.П. Бажов становился, пожалуй, самой значимой фигурой культурной жизни Урала, поэтому многие художники стремились запечатлеть его образ в портретах.

Бершадский в ходе своей активной деятельности часто встречался с Бажовым на заседаниях Союза Художников, а в  1943 году получил согласие писателя дать несколько сеансов для портретирования. Семидесятичетырехлетний Бершадский пишет первый портрет и в том же году экспонирует его на межобластную художественной выставке «Урал - кузница оружия», где представляли свои работы художники Москвы, Молотова (Пермь), Челябинска, Свердловска. Выставка стала самым значительным событием в художественной жизни Урала! Написанный в традициях русской реалистической живописи портрет уральского писателя П.П.Бажова оказался среди лучших ее экспонатов и был удостоен диплома и премии.

В 1946 году Бершадский создал вариант портрета, который ныне хранится в Свердловском областном краеведческом музее.

 

 


[i] http://www.uralgallery.ru/authors.php?id=98

[ii] Владимир Черепов /П.П. Бажов и художественная культура Свердловска 1941–1945 годов http://magazines.russ.ru/ural/2004/1/cherep6.html

 

детали

Несомненно - портрет писался с натуры! Художником подмечена типичная для Бажова поза - чуть опущенная на грудь голова, внимательный, пытливый взгляд.   Фигура писателя освещена дневным светом, льющимся из окон. Автор прописывает мелкие бытовые детали, важные для характеристики портретируемого - стол, застеленный белой скатертью с узкой голубой каемкой вышивки по краю, стопки неровно положенных книг – видно, что ими недавно пользовались, большой фикус и яркие пышные цветы на втором плане. Известный факт, что писатель много курил - и в часы раздумий, и во время оживленных разговоров, трубка его была несменным атрибутом. Вот и Ю.Р. Бершадский не упустил эту маленькую деталь из вида, а заметили ли вы ее? 

Дарья Гудкова, искусствовед

в других музеях