Истории Музейной Коллекции
обратно
БЛИСТАТЕЛЬНЫЙ ЦАРЕДВОРЕЦ

Кацман

Евгений
Александрович

1890-1976


Пономарёва из Ныроба. Помогала К.Е. Ворошилову в ссылке

1943


бумага, уголь, 36x25.7 см
Поступление:

1947, от Управления по делам искусств при СНК РСФСР

 

Справа вверху: Ныроб. С.Урал т. Пономарева, помогала т. Ворошилову в ссылке. Ев. Кацман 1943 г

 

 

художник

В 1916 году Евгений Кацман закончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества и сразу активно включился в художественную жизнь революционной России. Кацман был одним из художников-активистов, организовавших в 1922 году Ассоциацию художников революционной России (АХРР). Для художника работа в Ассоциации была очень важна – он занимал должность первого генерального секретаря, его делом было и устройство выставок, и проведение дебатов, также Кацман был среди инициаторов и организаторов творческих поездок художников «за правдой жизни» на заводы и в колхозы на всей территории СССР. Несмотря на большую общественную роль, много сил и времени отдает мастер творчеству – его считали одним из значительных портретистов АХРР, Кацман создал галерею портретов известных лидеров и участников октябрьской революции и деятелей советской власти.

произведение

В 1940 году Е. Кацман вместе с художниками студии им. М.Б. Грекова отправляется в творческую экспедицию на Северный Урал. Обычная практика - художники-красноармейцы бригадой выезжали на заводы или в колхозы, на месте работали и затем устраивали выставки. Целью данной поездки стал поселок Ныроб - место ссылки в 1913-1914 годах в будущем известного политического и военного деятеля Советского государства Климента Ворошилова. Художник должен был запечатлеть все, что связано с его именем. Работая в мемориальном музее, открытом в 1932-1950-х гг. в доме, где жил К.Е. Ворошилов, Кацман создает в технике пастели в полную палитру портреты А.И. Пономаревой и П.О. Елыкомова, помогавших Ворошилову в ссылке, и два рисунка с видами Ныроба свинцовым карандашом. Работы, несомненно, выступают своеобразным свидетельством времени.

В 1943 году художник повторяет ныробские этюды в технике угля и именно эти варианты хранятся в коллекции Нижнетагильского музея. Общим для этих рисунков-этюдов характерна некая пустынность, они лишены присутствия людей, что подчеркивает мемориальность места. Возможно, что такое настроение этюдов связано с душевным состоянием художника, только что потерявшего жену и глубоко переживающего эту утрату.

В 1962 году Евгений Кацман публиковал биографические очерки – «Записки художника», в которых рассказывал о времени, в которое ему довелось жить, о становлении Советской власти и утверждении идеалов советского искусства. Этот «дневник» художника - настоящее свидетельство эпохи. В нем много пафоса и мечтаний молодого советского гражданина, заметки о творческих поездках художника – есть там воспоминания и о Ныробе. Удивительно сколько настоящих искренних творческих мук и переживаний можно увидеть на страницах «Записок», а ведь Кацман в это время был уже довольно весомой фигурой в советском искусстве.

 

детали

Все предельно просто – фронтальный портрет скромной сельской женщины, чинно сидящей как на фотографии, аккуратно сложившей руки на коленах.  Скромная ситцевая одёжа, клетчатый платок, намотанный вокруг головы, фон – бревенчатая стена…  Она не и не воспринимает себя как героиню – помогала и помогала, все так делали…

 Ольга Лебедева, искусствовед

в других музеях