Истории Музейной Коллекции
обратно
БЛИСТАТЕЛЬНЫЙ ЦАРЕДВОРЕЦ

Гольдингер

Екатерина
Васильевна

1878/1881/-1972/1973/


Девушка в розовом

около 1910


бумага, пастель, 24.7x15.3 см
Поступление:

2005, дар Г.И. Рубана, Москва

  

художник

 

Сирота  Катя, дочь дворника, воспитывалась с младенчества в семье известных русских врачей Окуньковых-Гольдингер и оказалась на редкость талантливой. Приемные родители определили ее брать уроки у знаменитого К.А. Савицкого и друга приемных родителей - Л.О. Пастернака, отца поэта Бориса Пастернака. А затем в 1905 году они послали ее учиться в Париж. Активное участие в выставках в России и Франции, Италии сделали Екатерину Гольдингер заметным художником – она считалась «мастером тонкого психологического портрета и пейзажа», оформляла спектакли, пробовала работать и в книжной иллюстрации. Она стала известна, прежде всего, как искусствовед. Много лет проработал в Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина в одно время с Анастасией Ивановной Цветаевой – сестрой поэтессы Марины Цветаевой и дочерью основателя музея И.В. Цветаева. Окончив, уже после революции, историко-филологический факультет Московского государственного университета Гольдингер занималась описанием национализированных художественных ценностей, стала специалистом по французской живописи, написала монографию о крепостном художнике Иване Аргунове, оставила богатое творческое наследие и воспоминания «Трудный путь».

  

произведение

В легчайшей, наполненной воздухом и ощущением зыбких надежд пастели Екатерины Гольдингер воплотились художественные устремления Серебряного века. Характерное для художников рубежа XIX-XX веков воспевание усадебной культуры было своего рода духовной опорой для интеллигенции в это зыбкое время, как и стремление к красоте и изысканности. Вероятно, работа стала основой для живописного произведения «Девушка в белом», на котором изображена, по свидетельству самого автора, Евгения Лебедева - вторая воспитанница семьи московских врачей Окуньковых-Гольдингеров. Их мать – З.Н. Окунькова-Гольдингер, первая среди русских женщин-врачей получившая звание доктора медицинских наук, патронировала бедных, была одной из попечительниц сиротского приюта. Когда он был закрыт, они с мужем взяли на воспитание «милую, обаятельную девушку Женю Лебедеву». Как и Екатерина, она получила блестящее образование и работала воспитательницей в семье одного из известных московских юристов.     

 

детали

Утонченный пейзаж, уводящий в глубину пространства, нюансировки цвета, эфемерная фигура молодой девушки, словно возникающей на мгновение – типичные черты искусства, отражающие душевные состояния людей того времени. В пастели рождено одухотворенное пространство, когда все неточно, непостоянно, зыбко, все как мираж, и в этом видится отчаянное стремление к сохранению незыблемости мира, основ бытия в предощущении неясного, но тревожащего душу будущего. Полное слияние человека с природой и ощущение себя его частью.

Елена Ильина, искуствовед

Лариса Смирных, искусствовед

в других музеях