Истории Музейной Коллекции
обратно
БЛИСТАТЕЛЬНЫЙ ЦАРЕДВОРЕЦ

Неврев

Николай
Васильевич

1830-1904


Портрет смеющегося мужчины

около 1890-х


холст, масло, 37x22 см
Поступление:

1951, из Нижнетагильского краеведчсекого музея

 

 

 

 

 

 

 

 

 

художник

Николай Васильевич Неврев – художник с непростой судьбой. В его творческой биографии были и стремительные взлеты, и сокрушительные падения, он знал успех и почти полное забвение.

Родился Неврев в Москве в семье купца. Семья, очевидно, была из видных и богатых. Но ранняя смерть отца резко подкосила материальное положение будущего художника и его матери. Неврев уже в юности вынужден заниматься нелюбимой канцелярской работой, но совсем к другому лежала его душа. Еще в мещанском училище мальчик любил рисовать, а особенно – раскрашивать картинки. Когда мать, не зная к какому делу пристроить своего озорника-сына, в отчаянии спрашивала его: «Куда же мне тебя определить?» - он прямо и решительно отвечал: «Отдай к живописцу учиться живописи». Первым учителем Неврева стал иконописец и портретист Степанов. Позднее он женился на матери будущего живописца и окончательно разорил семью своим пьянством. Но этот период жизни – хорошая школа для Неврева: он заканчивал работы, которые забрасывал отчим, а вскоре сам стал писать портреты на заказ.

В 1851-1855-х годах одновременно с Василием Григорьевичем Перовым и Василием Васильевичем Пукиревым  учился в московском Училище живописи, ваяния и зодчества, но курса не завершил. Всю жизнь Николай Неврев искал свой путь в изобразительном искусстве, брался то за одну тему, то за другую. Одни его работы вызывали положительные и восторженные отзывы критики, а другие негативные и разгромные. Неврев старался меняться, но он никогда не изменял одному – своему творчеству. Даже преподавательская работа его тяготила: слишком сильно она отвлекала художника от собственных творений.

Прославился Неврев портретами, но в середине 1860-х годов обратился к бытовому жанру. Изображая, а точнее – обличая, жизнь купечества, духовенства, мелкого дворянства, он проявил себя как тонкий психолог, мастер детали и непреклонный борец за человеческие права. Вскоре критики начали упрекать живописца за бесконечные повторения, и на несколько лет он практически исчез из художественного мира Москвы. Спасла Неврева тема отечественной истории. Обратился он к ней в 1870-х годах и не оставлял уже никогда, параллельно создавая портреты купцов и известных меценатов.

Окончилась жизнь Николая Васильевича Неврева трагически. Еще в зрелые годы о нем отзывались, как о человеке обидчивом и мнительном. Он постоянно сомневался в своих силах, им овладевала апатия и депрессия. Последний период жизни Неврева был омрачен нищетой, забвением и болезнью сердца. Вот как описывал художника в это время В.С. Мамонтов: «Высокий, худой стройный старик, всегда очень аккуратно и чисто одетый, неизменно мрачно-серьезный…». На семьдесят четвертом году жизни, от отчаяния, Николай Васильевич Неврев застрелился в своём имении Лысковщина в Могилёвской губернии.

произведение

Небольшой, написанный в темных тонах «Портрет смеющегося мужчины» обращает на себя пристальное внимание зрителя. Секрет этого, скорее всего, в заразительной улыбке героя. С полотна Николая Неврева на нас лучезарно смотрит смеющийся мужчина. Что мы знаем о нем? В какое время написал художник свою картину? Кто ему позировал?

В творческой жизни Неврева были два длительных периода, когда портретам он уделял особое внимание. Художник редко писал портреты в полный рост и даже по пояс: для Неврева особое значение имело именно лицо. Интересно, что портреты Неврева, где изображен улыбающийся человек, становились особенно знаковыми. Как портретист он и вошел в художественный мир Москвы. В 1856 году один из критиков так отозвался об этюде «Голова матроса»: «Признаюсь для меня это была сущая находка. Я давно уже не встречал столько чувства, правды и истины, сколько нашел его в этих грубых, но дышащих верностию чертах… Притом никакой искусственности, никакого фокусничества». Но вскоре бытовая и историческая живопись полностью овладели мастером и отодвинули искусство портрета на второй план.

Вновь к этому жанру он обратился в последние годы жизни. Чаще всего его моделями становились представители культурных купеческих кругов. Именно портреты, написанные Невревым в это время, особенно ценятся критиками. А своеобразный апофеоз данного периода – 1892 год. Весну и лето он провел на Украине, где познакомился с семьей сахарозаводчика миллионера Павла Ивановича Харитоненко. В его роскошном доме мастер создал некоторые из своих полотен. Получил определенную известность и ныне утерянный портрет киевского богача-коллекционера Богдана Ивановича Ханенко. Известный меценат, изображенный Невревым в 1890-е годы, отдаленно напоминает мужчину с картины, хранящейся в Нижнетагильском музее.  Скорее всего, «Портрет смеющегося мужчины» был написан Невревым именно в этот плодотворный период, а моделью для него стал купец из культурных кругов. По крайней мере, сравнение с другими подобными портретами автора и детали – прическа, борода, фрак – подтверждают эту гипотезу.

 

детали

Тонкий психолог, уделяющий особое внимание лицу, мимике и эмоциям изображенного, мастер достоверно, тщательно выписывает детали костюма, оставляя фон затемненным, незаполненным, как часто это делал в портретах, сосредотачиваясь на личности, чувствах, характере и судьбе человека.

Неизвестный смеющийся мужчина, оказывает, наверно, самое важное влияние на зрителя – призывает улыбнуться в ответ.

Ксения Баданина, филолог

в других музеях