Истории Музейной Коллекции
обратно
Сколько легкости!..

Айвазовский

Иван
Константинович

1817-1900


Буря на море лунной ночью

1850-е


холст, масло, 28x39 см
Поступление:

 1951, из Нижнетагильского краеведческого музея

 

Внизу справа: J.A

На обороте: d’Aivasovscki a’ Madame…de Narischcin

 

художник

Ованес Айвазовский, более известный в России как Иван Айвазовский, один из самых популярных художников XIX века и самый известный художник, пишущий море - маринист.  Армянская фамилия Айвазовский на польский манер звучала как Гайвазовский, что нравилось отцу художника. Художественные и музыкальные способности юноши быстро обратили на себя внимание и многие стали поклонником его таланта.  Учась в Академии художеств с 1833 года, он был назначен помощником модного живописца Филиппа Таннера, который запрещал ему работать самостоятельно, но Айвазовский все же выставил картины на осенней выставке Академии. По жалобе учителя и личному распоряжению императора Николая I работы были сняты, прощение ослушавшийся студент получил только через полгода и был направлен в класс батальной живописи - спустя немного лет он стал одним из ведущих художников России. За свою жизнь И. Айвазовский написал более шести тысяч картин, покорив не только любителей искусства в России, но и в Европе.  Его работы приобретаются в лучшие собрания, папа Григорий XVI купил его картину и наградил золотой медалью, критики и художники говорят о нем с восторгом, Айвазовский был членом Академий Петербурга, Рима, Парижа, Флоренции, Амстердама, Штудгарта. Будучи живописцем Главного морского штаба, он много ездил и по стране, но постоянно жил в Феодосии, где открыл школу искусств и галерею, стал инициатором строительства железной дороги, занимался исследованием древних курганов и вопросами охраны памятников. 

 Очарованный морем мальчик, прославленный художник-маринист, мужчина, мечты которого всегда исполнялись… Речь идет об Ованесе, третьем сыне в семье Гайвазовских или Айвазян, который всему миру станет известен под именем Ивана Константиновича Айвазовского. А мать его назвала Оником, «…почти как камень оникс, в котором словно запечатлены волны самого разного цвета… и еще камень, приносящий радость и защищающий от бед…». Это словно стало пророчеством в судьбе ее сына. Он - всемирно известный художник моря и человек, оказывающий помощь всем нуждающимся, «строивший школы и галереи, устраивающий выставки и бесплатно обучающий молодых художников». Засыпая под шум волн, Айвазовский чувствовал, понимал и по-настоящему полюбил море. К слову, оно чуть не погубило его в Бискайском заливе, когда он возвращался из Англии в Испанию. Пресса тут же объявила о гибели художника. Благодаря этому все произведения Айвазовского у продавца картин г. Рюэлля в Париж были распроданы по огромной цене. Судьба не раз благоволила к Айвазовскому… Рано полюбивший рисовать Ованес не мог себе позволить рисовать на бумаге, для его семьи, еле сводившей концы с концами, это было не по карману. Поэтому мальчик для своих художеств начал использовал другую основу: углем разрисовывал не только стены своего дома, но дома и заборы соседей. Вскоре в городе на домах стали появляться целые выставки, которые с каждым днем обретали все большее число своих почитателей. Одним из них оказался феодосийский городничий И.А. Казначеев, человек прогрессивный, радеющий за развитие города, во время войны с французами бывший орденоносцем при главнокомандующем фельдмаршале князе Голенищеве-Кутузове; подружившийся с А.С.Пушкиным, встав на его защиту перед графом М.С. Воронцовым, пожелавшим «наказать поэта за грехи амурного толка». Однажды с Казначеевым произошел конфуз - рисунки на беленой стене, изображающие разговаривающих солдат, он принял за реальных людей. Так состоялось знакомство Ованеса с А.И.Казначеевым ставшим покровителем мальчика, ставшего считать его своим вторым отцов. В 1829 году Айвазовский, ставший воспитанником Казначеева, вместе с его с семьей переезжает в Симферополь… Этот переезд стал судьбоносным для будущего художника

 

Казначеев Александр Иванович - феодосийский градоначальник, с 1830 г. Таврический губернатор, сенатор. Казначеев первым заметил способности юного Айвазовского и всячески помогал ему в дальнейшем, способствуя развитию его таланта. Айвазовский несколько раз писал его портреты.

 

 

 

произведение

Картина «Буря на море лунной ночью» - одно из четырёх хранящихся в коллекции музея произведений И.К. Айвазовского. Как гласит надпись на обороте, оно была написано Айвазовским в дар мадам Нарышкиной, урожденной Ростопчиной, с которой художник познакомился в Симферополе. Благодаря ее покровительству, а также участию в устройстве его судьбы других лиц Айвазовский был зачислен в Академию художеств. «Для того чтобы зачислить  /в Академию художеств/ тринадцатилетнего безродного и безденежного мальчика на государственный счет, потребовалось:

1. Письмо госпожи Нарышкиной архитектору Тончи, /который видел рисунки Айвазовского и немало ими восхищался, называя автора юным гением/.

2. Письмо Тончи к князю П.М.Волконскому /министру императорского двора со ссылкой на ходатайство Нарышкиной об отправке юного дарования для обучения живописи в Рим /.

3. Запрос Волконского президенту Академии А.Н.Оленину /учитывая рекомендации, способствовавшие принятию решения о зачислении Айвазовского в АХ /.

4. Ответ Оленина с согласием «по высочайшему повелению в число пенсионеров императорской Академии художеств на счет Кабинета его величества принять 13-летнего Ованеса в класс профессора Максима Никифоровича Воробьева» /.

5. Сообщение Оленина о том, что Айвазовский явился в Академию 23 августа 1833 года...»

И.К. Айвазовский, художник одной темы и одного мотива, добился всеми оцененного совершенства. В основе произведений Айвазовского, где море выступает грозной стихией, превосходящей человека, лежат идеи, заимствованные русскими у европейских художников-романтиков, обличающих внутренние страхи, порывы, ненависть. Катрина «Буря на море лунной ночью» принадлежит к многочисленному ряду работ Айвазовского подобного плана, создаваемых им в разные годы. Идея моря как сверхчеловеческой бездны дана и композиционно. Предметом своего пейзажа художник делает бескрайность бушующего морского пространства, уводящего взгляд далеко в глубине, и небольшое борющееся за выживание парусное судно. Живописца захватывает изображение не только стихии моря, но и стихии неба, сливающегося с морем, также ведущего свою грозную «партию». Романтизм в картине мастера находит свое воплощение в четких контрастах света, тени и полутонов. Эффект всему пейзажу придает выглянувшая из-за туч яркая луна, как бесстрастная свидетельница происходящего. Человек бессилен по сравнению с силой природной стихии, но ведет борьбу несмотря ни на что. Идиллия и драма - две темы творчества Айвазовского, никогда не переплетающиеся в пределах одного пейзажа. Картины мастера были созвучны веку, «который видел себя, потрясаемым сильными страстями, искал сильных ощущений»; отсюда и свойственная им символичность. Морская стихия – это «море житейское», попавший в бурю корабль - судьба человеческая.

детали

Вой ветра, суровость и бесконечность бушующего моря. Небо тоже бесконечно-бушующее с грозно-грозовыми тучами, нависшими над морем. А пейзаж был бы погружен в полную тьму, если бы не луна, смотрящая в просвет меж туч. Осветив пейзаж и оставив яркую дорожку на воде, она выхватила из тьмы затерявшееся в этой безжалостной стихии парусное судно. Ветер сильно кренит корабль, скрепят мачты, людские силы на исходе… Но все же есть надежда – человек выстоит

Лариса Смирных, искусствовед

в других музеях