Истории Музейной Коллекции
обратно
БЛИСТАТЕЛЬНЫЙ ЦАРЕДВОРЕЦ

Белютин

Элий
Михайлович

1925 - 2012


Автопортрет

1943-1944


масло, картон, 26.3x21.3 см
Поступление:

2009, в дар от автора Э.М. Белютина, Москва

На обороте авторская надпись графитным карандашом - Автопортрет 1943-44 Элий Белютин ely
 

художник

Увлечений в жизни у Элия Белютина, было немало. В детстве он любил технику, музыку - дед по отцовской линии был композитором и дирижером, и его также тянуло к сочинительству и игре на кларнете, немного рисовал. В юности горел страстью к театру, литературе, генетике, его посещали мысли и об авиации и медицине… Но он получает образование Художника, став во второй половине XX века широко известным не только в России, но и за рубежом. С конца 1939 года Элий Белютин начинает заниматься живописью у Аристарха Лентулова, который оформил его поступление в Суриковский институт. В аспирантуре Белютин посещает занятия Павла Кузнецова и Льва Бруни, которые «из первых уст» познакомили его с русским авангардом.

 

произведение

Москва. Лето 1941 года. Начало войны. Элию Белютину 10 июня исполнилось 16 лет. Учащихся старших классов средних школ отправляют на строительство оборонных рубежей в Смоленскую область… Белютин не подходит под категорию призываемых, т.к. учится экстернатом. Но он, в тринадцать лет исключенный из школы с формулировкой, «худший в поведении», а на самом деле - за уважение к себе, и независимость, делает свой выбор - добровольно вместе со всеми отправиться на трудовой фронт. Бабушка просит Элия сделать на память фотографию. Но Элий на память бабушке пишет маслом на небольшом кусочке картона свой первый автопортрет.

 

детали

Война… Реальность ошеломила… В плоскость квадрата вписано приближенное к зрителю красивое с крупными чертами лицо. Но это лицо не подростка, а человека зрелого, смотрящего на мир с тревогой и даже смятением, вопрошающего: Что есть? И что будет? Почему? Тревога за целый мир, за человека… Чтобы предать ощущение происходящего и вызвать у зрителя настоящие переживания и душевный отклик, юный художник выбирает адекватный язык - экспрессивную пластику искусства начала XX века. Он, повинуясь внутренним свойствам своей души, словно скульптор, лепит красками форму, отображая через собственное эмоциональное состояние, самою страшную реальность действительности.

Лариса Смирных, искусствовед

в других музеях