Истории Музейной Коллекции
обратно
БЛИСТАТЕЛЬНЫЙ ЦАРЕДВОРЕЦ

Соколов

Александр
Петрович

1829-1913


Портрет неизвестного в кресле

1850-1860-е


бумага, графитный карандаш, 30x22.3 см
Поступление:

1944, от Свердловского отдела по  делам искусств

На изображении справа внизу графитным карандашом: А. Соколовъ.

 

 

художник

 

Все три сына основателя русской портретной акварельной живописи Петра Фёдоровича Соколова  Пётр, Павел и Александр унаследовали талант своего отца, стали живописцами и все трое носили звание академика Императорской Академии художеств, а младший Александр стал действительным членом Академии. Их мать – Юлия Павловна Брюллова была родной сестрой знаменитого Карла Брюллова, который, правда, не жаловал зятя – П.Ф. Соколова, подозревая его в корысти.

Александр Соколов, имея наклонности к художественному творчеству и с детства приученный к труду рисовальщика, два года учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, а затем в Академии художеств в Петербурге.  Вслед за своим отцом – великим миниатюристом П.Ф. Соколовым, свой путь в искусстве Александр Соколов начал с портретных миниатюр, посвятив жизнь акварельной портретной живописи, и быстро обрел в этой области почётную известность. Он рано получил звание академика – в 30 лет, а в 1881 году стал экспонировать свои произведения на выставках Товарищества передвижных художественных выставок. А. Соколов быстро добился впечатляющих результатов, писал портреты русской знати и вдовствующей императрицы Марии Федоровны, других членов императорской фамилии. Знания и вкус привели его в 1892 году в музей Академии художеств, где он был хранителем до 1897 года.

 

произведение

Ранние портреты Александра Соколова близки по стилистике к произведениям отца,  который был первым учителем начинающего художника. Художник досконально перенял принципы работы и метод отца: карандашный набросок моделируется растушевкой при непременной акцентировке черт лица, контуром намечается фигура, одежда дается с непременной натурной трактовкой. Но в рисунке уже проявляется собственный авторский почерк – в нем наряду с предельной достоверностью царит восхитительная незавершенность, свойственная миниатюрным портретам этого времени. Явно заказной портрет, выполненный молодым художником с заметным умением, лиричен, точен и даже не лишен оттенка романтичности, хотя время романтики в искусстве уже уходило в прошлое.

Про этот портрет все неизвестно – кто изображен и когда он был создан, при каких обстоятельствах, почему молодой человек изображен в домашней обстановке… Много еще загадок в русском искусстве…

детали

Поясной портрет неизвестного, сидящего в кресле в шелковом халате, узор которого отточено прорисован,  дан в условно намеченной среде. Дорогая одежда и наборная курительная трубка в руках подчеркивают респектабельность положения мужчины в обществе.

Елена Ильина, искусствовед

Лариса Смирных, искусствовед

в других музеях