Истории Музейной Коллекции
обратно
БЛИСТАТЕЛЬНЫЙ ЦАРЕДВОРЕЦ

Врубель

Михаил
Александрович

1856-1910


Девушка в белом

1904


акварель, бумага на картоне, 9.8x20.6 см
Поступление:

1967, от Министерства культуры РСФСР

Вдоль верхнего края: 7 декабря 1904 г. дорогому и милому Михаилу Арсеньевичу Катерину М. Врубель

Внизу слева: М. Врубель 1904 г.

 

 

художник

Михаил Александрович Врубель - известнейший художник рубежа XIX-XX веков, жизнь которого была отмечена печатью глубокого драматизма и непреодолимой борьбой с болезнью, сначала душевной, а потом и физической. Вместе с этим судьба одарила его силой неистового таланта, проявившегося практически во всех видах изобразительного искусства: живописи, графике, декоративной скульптуре, театральном искусстве. Гению мастера еще при жизни пришлось пройти через неприятие и критику к признанию и высоким оценкам. Врубель, как бы «случайно» ставший художником (изначально он окончил юридический факультет Петербургского университета, и только потом поступил в Академию художеств), оставил в своем художественном наследии такое множество тайн и загадок, удивительных образов и героев, что совсем не случайно поэт Александр Блок назвал своего современника «вестником иных миров».

 

 

произведение

Небольшое, близкое по формату к миниатюре произведение Врубель создавал, скорее всего, в один из моментов «просветления» от душевного недуга в Петрограде, в год когда «родились» его известные «Шестикрылый Серафим» и «Жемчужная раковина». Исполненная в технике акварели, которая своей чистотой и прозрачностью цвета привлекала автора еще со студенческих лет в Академии художеств, эта работа ярко характеризует довольно многосложное, загадочное и философски насыщенное творчество мастера. Несмотря на то, что в ней нет так свойственных Врубелю мозаичных форм, ломаных контуров, резких линий, здесь присутствует определяющая для его творчества черта, связанная с трагедийностью мировосприятия, явленная посредством сумеречного колорита, печально-призрачного облика героини, зыбкой отвлеченности пейзажного фона. Произведение, проникнутое состоянием уединения, безмолвия, отрешенности, с его реальностью фантастического, внеземного, как и многие другие работы Врубеля несет в себе нечто уникальное и неразгаданное. Как остался пока и неразгаданно-неизвестным и адресат… Авторская надпись, отсылающая к некому «дорогому и милому» адресату - Михаилу Арсеньевичу Катерину,  является лишь связующей нитью с реальным миром. А сегодня – нитью между нынешним и далеким прошлым….

детали

Совершенно неясен сюжет этой работы, неизвестна и причина ее создания. Что побудило автора взять в руки кисть и краски? Кто эти люди, явленные лишь ускользающими тенями – Мужчина и Женщина, Ангел и Демон, Жизнь и Смерть? Что это за место с намеком на растворяющийся пейзаж выступает фоном?.. Но именно в этой неясности и неуловимости смыслов, призрачности и бесплотности объектов кроется её очарование, её непреходящая печаль с оглушительным безмолвием и обреченным одиночеством.

Мария Комарова, искусствовед

 

в других музеях