Истории Музейной Коллекции
обратно
БЛИСТАТЕЛЬНЫЙ ЦАРЕДВОРЕЦ

Болюх

Пётр
Иванович

1957


Борис и Глеб

1998


бронза, литье, 35х17.5x8 см
Поступление:

2000, дар автора П.И. Болюха, Нижний Тагил

художник

Родившийся в Темиртау будущий скульптор и график Пётр Болюх приехал для поступления в Уральское училище прикладного искусства на Урал, в город Нижний Тагил в 1973 году. Любовь к искусству вообще, к скульптуре, к пластике и объему, удивление перед невероятной красотой уральского камня, такого живого и теплого, и металла – такого богатого материала по своим возможностям, раскрыло в нем художника, умеющего ценить не просто прекрасное, но и самому творить произведения значимые. Вначале Болюх зарекомендовал себя как сильный медальер, затем как автор скульптурных композиций малых и станковых форм, а в 1990-х обратился к книжной и станковой графике, предпочитая пастель и монотипию. Позднее скульптор вернется в училище, где будет преподавать пластику следующему поколению студентов. В  1990-е годы автор был на подъеме, и, несмотря на сложную общественную ситуацию в стране, мощный кризис, нашел для себя эквивалент бытия и творчества, которые «словно 

 

 

 

 

произведение

Будучи человеком верующим, Пётр Болюх обращается к изображению излюбленных русских святых воинов Бориса и Глеба в один из сложных и переломных в российской истории периодов конца XX века. Именно в это время заметен всплеск интереса к русской истории – открывается много новых фактов, Россия возвращается к осознанию духовности, вспоминает русских святых. В контексте исторических событий скульптор думает о святых мучениках – конкретных людях с конкретной судьбой, просиявших в истории как великомученики.

С именами почитаемых на Руси святыми Борисом и Глебом связана одна из самых интересных историй. Русские князья, сыновья киевского великого князя Владимира Святославовича и его жены византийской царевны Анны около 987-988 года получили от отца в правление Ростов и Муром. Но в 1015 году после смерти их отца погибли в междоусобной войне, вероломно убитые старшим братом Святополком Окаянным (по другим сведениям Ярославом Мудрым) – было им в то время 25 лет. Братья стали первыми русскими святыми – они были канонизированы как мученики-страстотерпцы уже в 1020 (или в 1039, или в 1071 г.) и стали заступниками (патронами) Русской земли. Понятие страстотерпцы означает, что мученическая смерть была принята не от рук гонителей христианства, а от единверцев, а подвиг их состоит в беззлобии и непротивлении врагам. Но канонизация состоялась не за смерть – а за чудотворение, приписываемое их мощам. Летописи рассказывают о чудесах целительства, о победах, одержанных с их именем – Рюрика Ростиславовича над Кончаком, Александра Невского на шведами. В список святых Римско-Католической церкви братья входят под другими именами - Борис под именем Роман Русский и Глеб как Давид Польский. К изображению заступников и молитвенников за русских властителей П. Болюх обращается с желанием размышлений о том времени, когда вера была еще почти детской и оттого - чистой, несмотря на темные стороны той истории. Художник практически в точности соблюдает иконографические принципы изображения братьев Бориса и Глеба - так как они изображались на иконах с XV-XVI вв. и, тем самым, словно переводит иконное изображение в скульптурный объем. В сказании о Борисе и Глебе сохранились данные о внешности Бориса: «Телом был красив, высок, лицом кругл, плечи широкие, тонок в талии, глазами добр, весел лицом, возрастом мал и ус молодой еще был». О Глебе нет данных, но его, как и младшего брата, изображают таким же юным, безбородым. Тонкий ценитель русской старины, скульптор в стремлении рассказать о том времени, когда были погублены братья, избирает и пластику лепки, напоминающую древнерусскую иконопись, и наполняет образы смирением и кроткостью, лиричностью и тонкой эмоциональностью.

 

детали

Удлиненные тонкие, хрупкие, почти невесомые фигуры молодых святых так трогательно беззащитны и так свято чисты… Это усиливает ощущение грусти рассказа о ранней смерти юношей. Святые тесно прижались друг к другу, словно ищут опору – ведь это просто молодые юноши. Они изображены в рост во фронтально одинаковых позах, в княжеских одеждах - круглых, отороченных мехом, шапках и длинных плащах, сцепленных на плече фибулой, с длинными, спадающими на плечи волосами, в руках братья держат мечи-кресты – символ происхождения и воинской славы.

Елена Ильина, искусствовед

 

в других музеях