Истории Музейной Коллекции
обратно
БЛИСТАТЕЛЬНЫЙ ЦАРЕДВОРЕЦ

Белютин

Элий
Михайлович

1925 - 2012


Война!

1941


бумага, тушь, 20.9x28.9 см
Поступление:

2010, дар автора Э.М.Белютина, Москва

У нижнего края графитным карандашом: слева - Война!; справа - ЭБелютин

 

 

 

художник

Первые дни войны… Учащимся, оказавшимся на земляных работах, среди которых был и Элий Белютин, рыть окопы почти не удалось. По дорогам двигались немецкие войска, с самого начала чувствовавшие себя хозяевами на русской земле. На подростков они не обращают внимания. А шестнадцатилетние мальчишки, примкнувшие к ополчению, сразу стали бойцами: доставали оружие, еду, учились спать на земле, и мечтали догнать отступавшую Красную Армию. Уже в сентябре Элию Белютину удалось спасти жизни 400 красноармейцев, которых он, сумел вывести из окружения. Вслед за этим за «личное мужество и отвагу» высокая награда - орден «Красной Звезды». Совсем скоро - тяжелое ранение под Москвой, контузия, будет пробито легкое, начнется газовая гангрена левой руки... Госпиталь…

 

 

произведение

Осознание того, что им владеет страстное желание рисовать, пришло Э.Белютину под Москвой. «Война сделала меня художником» - скажет мастер. Отсутствие материалов восполнили найденные чернильница-непроливашка и обрывки оберточной бумаги. Вместо кисточки щепа. «Здесь был наш дом», «Семья», «Ждут», «В госпитале», «Немецкий летчик»… Для этих пронзительных, выполненных в экспрессионистической манере рисунков характерно стремление к обострённой образности через деформацию и стилизацию форм, динамику и передачу напряженности человеческих эмоций. И сегодня это не рабочий материал, а законченные художественные произведения, с ярким выражением важной для художника идеи. Они не просто часть событий, что разворачивались на глазах у Э.Белютина. В них во всю силу звучит протест автора против нечеловеческой сущности войны, наполненный его личными ощущениями, эмоциональным отношением к происходящему.

 В 2010 году Нижнетагильскому музею изобразительных искусств Элием Белютиным был сделан бесценный дар - десять военных рисунков 1941 года, которые были показаны в декабре 1942 на ставшей первой в жизни художника выставке «Работы московских художников в дни Великой Отечественной войны», прошедшей в ГМИИ имени Пушкина. Одним из самых выразительных, среди других зарисовок стал лист «Война», звучащий сродни высказываниям художников экспрессионистов, оставивших след в искусстве новым качеством обостренной образности.

детали

Произведение мыслится как воззвание против самой нечеловеческой сущности войны. Резкие рубленные «тяжелые» линии, нервные контрасты черного и белого создают чудовищный лик войны. Линейно-графическая конструкция образа обнажает идею до схемы и перерастает в символический знак, выражающий протест автора против грубой, кровавой действительности, против принуждения человека к бесчеловечности. Само возникающее в листе динамичное пульсирующее пространство передает напряженность, дошедшую до предельной точки. Автор стремится к деформации и стилизации формы, экспрессии и экзальтации ради создания мощной выразительности образа для отражения своего мировоззрения.

Лариса Смирных, искусствовед

 

в других музеях