1925-2012
, 80.5x60.5 см
Поступление:
2006, в дар от автора Э.М. Белютина, Москва
На изображении вдоль нижнего края по сырому: ely Bielutin a Jean Cassen Cw l'amour
1964 год… Белютин находится в опале с запрещением проявления какой-либо официальной деятельности. Это случилось еще в 1962 году сразу же после разгрома его студии Н.С. Хрущевым на знаменитой выставке «XXX лет МОСХа» в Манеже. Но студия продолжала жить… Выбрав независимый путь, отмеченный принципами нового художественного мышления, Белютин со студийцами активно работали на даче в Абрамцеве, ставшей центром оппозиционного официальному искусству творчества. Художники выживали вместе… Никакой надежды на то, чтобы выставить или продать картины в России не было. Но в это же время произведения Белютина экспонируются в Париже, приобретаются Национальным музеем современного искусства.
Не изменяя себе, Белютин продолжает писать, выражая свои мысли и чувства свободно, без оглядки на существующие в советском искусстве приоритеты. Всю жизнь искусство этого художника было наполнено рефлексиями христианкой веры, учащей терпению, прощению, проповедующей любовь к ближнему, дающей надежды на спасение… В 1960-е годы в творчестве Белютина появляется многочисленные образы матери с ребенком, ставшие на всю жизнь одним из главных сюжетов его произведений. В картине «Мадонна с младенцем» автор обращается к вечной для искусства теме, создавая, по-сути, образ современной Мадонны-матери.
Изначально холст предназначался в качестве дара другу Белютина Жану Кассу, создателю и главному хранителю Национального музея современной живописи в Париже, писателю, одному из основателей французского движения сопротивления в годы Второй мировой войны. Свидетельством чему - дарственная надпись, сделанная художником на французском языке на лицевой стороне холста по сырому[i]: Элий Белютин Жану Кассу с любовью. Но картину вывезти не удалось, она осталась в России… В 2006 году произведение было передано автором в музей.
На небольшом холсте фактурная живописная материя… Зрителю предстаёт композиция, напоминающая иконографический извод «Умиление». Не стоит искать конкретность фигур - образы составляют слившееся воедино неразрывное целое. Смело положенная и разработанная в оттенках краска живет, дышит на поверхности картины и практически создает абстракцию. Присутствие образов угадывается лишь за счет деталей, позволяющих достичь выражения всех нюансов мыслеощущений художника, которые и составляют содержание произведения. Рисунок груди, головы матери, склонившейся к сыну... руки младенца, с доверием тянущейся к ней… Здесь царит гармония, любовь… Не случайно в картине так много синего, сложного - от темного, до лазурного, и прозрачного небесного. Этот цвет издавна считался символом Богоматери, а еще символом иного, вечного мира. Цвет белый символизирует чистоту и святость. Вообще цвет здесь важен как слово. Несколько красок и создан говорящий образ. Мадонна стремиться оберечь, защитить… Но возможно ли это в нашем агрессивном мире? Наверное, потому среди голубого появляется драматический темно-коричневый - цвет тревоги, всего временного и тленного, и серый, символизирующий неясность, небытие…
Лариса Смирных, искусствовед
80.5x60.5 mm
Поступление:
2006, в дар от автора Э.М. Белютина, Москва