1925-2012
, 59.5x41.7 см
Поступление:
2009, дар Э.М. Белютина и Н.М. Молевой, Москва.
У нижнего края слева черной шариковой ручкой: Э Бел57
На обороте у нижнего края справа авторская подпись черной шариковой ручкой: ely bielutin 57 (Муром)
В 1957 году молодой художник и преподаватель Московского текстильного института
Элий Белютин уволен с формулировкой «из-за явного несоответствия его творчества и метода обучения с основными принципами искусства соцреализма». Но Белютин не изменяет себе: в его рисунках 1950-х годов, порой предваряющих живописные сюжеты, доминируют темы города, природного пейзажа и жанровые сюжеты, в которых искусство отображения уступает место искусству выражения.
Белютин бывал в Муроме неоднократно: первый раз - самостоятельно в 1957 году, позже - вместе с художниками-студийцами, которые рисовали прямо на улицах, привлекая внимание гуляющих… Из первой поездки художником было привезено немало рисунков, ряд из которых был предан в Нижнетагильский музей, став частью сегодня достаточно обширной графической коллекции автора. Смыслом произведения «Собор. Муром» художник избирает не передачу непосредственного впечатления от натуры, но прежде всего духовный характер русского народа, для которого, по выражению автора, «духовность выступает как форма жизни, связанная, с глубинным мироощущением и пониманием внутренней свободы как основного достояния человека». Здесь визуальная узнаваемость представляет скорее узнаваемость переживаний самого художника, чем правду предметной жизни.
Став формовыражением автора, упрощённый контурный рисунок, намеченный быстрой эмоциональной линией, наполнен драматической напряженностью и, одновременно, глубоким философским размышлением. Используя метод беглого изображения пером и тушью, Белютин выявляет основную «конструкцию» пейзажа с доминантой стоящего на высоком берегу Оки Собора, как символа духа и души русского человека.
Лариса Смирных, искусствовед
59.5x41.7 mm
Поступление:
2009, дар Э.М. Белютина и Н.М. Молевой, Москва.