1856-1917
холст, масло, 64x79,5 см
Поступление:
1959, из Нижнетагильского краеведческого музея
Справа внизу: Н.Бажинъ.98
О самой жизни художника Николая Николаевича Бажина, его окружении, пока известно довольно мало. Николай Бажин родился в Петербурге, учился в Императорской Академии художеств. Как экспонент Бажин участвовал во многих передвижных выставках, его картину «Весенний вечер» приобрел для своей галереи П.М. Третьяков. К сожалению, картина в 1930-х годах из Третьяковской галереи была передана в представительство Чехословакии и в настоящее врем я ее местонахождение пока неизвестно. Художник создавал преимущественно пейзажи («Серый день», «Сумерки», «Зимнее утро», «Дождь», «Первый снег», «Осень»). В начале XX века он принял участие в иллюстрировании поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души», создав ряд интересных работ, среди которых «Вьюга на улице Петербурга», «Сад Плюшкина», «Родной уголок», «Столбовая дорога». По названиям работ художника, представленных на передвижных выставках, можно сделать вывод о том, что он нередко путешествовал по России. В последние годы жизни Бажин выставлялся реже , и в 1917 году он умирает от тифа. Судя по иллюстрированным каталогам передвижных выставок после художника осталось довольно большое количество работ.
Итак, 2017 год – ровно столетие со дня смерти этого художника - пейзажиста.
Картина «Вечер в деревне. Оттепель» является пока единственным живописным произведением, находящемся в российском государственном музее, не считая акварели, хранящейся в Вятском художественном музее. Как поступила картина Н. Бажина в Нижнетагильский краеведческий музей - неясно. Произведение создано в 1898 году, к этому времени Бажин был уже сложившимся художником. Написанные им пейзажи не отличались яркостью, эффектом, но были лиричны и одухотворены. Пока неизвестно, какую именно местность, деревню изобразил Бажин. До этого им были написаны произведения на подобную тему: «Дождь», «Деревенский двор». Художнику очень проникновенно передает действительность русской деревни, ощущение щемящей грусти. … На картине даны две человеческие фигуры, стоит отметить, что людей художник изображал нечасто.
Пейзаж поздней осени… когда уже выпал снег, но листва на деревьях еще не до конца облетела. Широкая дорога, вдоль которой стоят низкие, темные избы, где и видно только одно освещенное оконце, идет от первого плана вглубь полотна. В колорите преобладают сероватые, голубоватые, коричневатые, тона с множеством нюансов. Бажину особенно удачно получилось изобразить небо, уже по - осеннему холодное. Первый план с глубокой лужей, в которой отражается небо, написан широкими мазками, создающими ощущение тающего снега. Оживляют полотно лишь пятна еще не облетевшей листвы и освещенное окно. Можно предположить, что странник и странница с котомками за плечами проходя деревню, ищут ночлег или просят подаяния. Фигуры на первом плане только подчеркивают пустынность и пронизывающую грусть.
Ольга Разумовская, искусствовед
праправнучка сестры художника Н.Н. Бажина
64x79,5 mm
Поступление:
1959, из Нижнетагильского краеведческого музея