1862-1930
бумага, пастель, 103x73 см
Поступление:
1946, от Комитета по делам искусств при Совете Министров СССР
На изображении черной пастелью: слева внизу - ААрхипов 191.;
справа вверху - ААрхипов
Абрам Архипов хоть и был выходцем из крестьянской семьи глухой деревни Рязанской губернии, но его занятия рисованием глубоко поощрялись родителями. С трудом собрав средства, они в 1876 году отправили 14-летнего юношу учиться в Москву в Училище живописи, ваяния и зодчества. Здесь его педагогами стали ведущие художники-передвижники В. Перов, В. Поленов, оказавшие значительное влияние на молодого автора. После окончания Училища Архипов переходит в Академию художеств и уже через два года автор получает большую золотую медаль и звание классного художника. Все творчество мастера оказалось посвящено русской деревне и русской природе, крестьянству и быту простого народа. В своих проникновенных картинах он образно и красноречиво представлял характеры и типы изображаемых лиц. В 1927 году, в связи с сорокалетием художественной деятельности, Архипову, одному из первых советских живописцев, было присвоено звание Народного художника.
Резкая критика А.Н.Бенуа в 1910 году в адрес произведений Абрама Архипова произвела сильное воздействие на художника. С этого момента живопись автора «заиграла» по-новому: в полотна буквально «ворвался» красный цвет – горячий, сочный, звонкий, а лиричные картины северных пейзажей сменились солнечными портретами крестьянок. Своих героинь художник «находил» в Рязанщине, откуда сам был родом, и куда постоянно тянулась его душа. «Высматривая» крестьянских женщин – молодок да зрелых баб, он легко знакомился с ними, заводил приветливые разговоры, общаясь при этом с большим уважением. Откладывая повседневные заботы, подбирая «наряд», усаживаясь в позу, какую просил художник и главное - преодолевая стеснение, деревенские жительницы на некоторое время становились моделями для А.Архипова. С одной и той же героини могло писаться несколько портретов, в которых автор варьировал некоторые детали, изменяя ракурс, положение фигуры, обстановку, одежды. Так, по-видимому, родилось и произведение «Крестьянка». К сожалению, сегодня неизвестно имя главной героини. Безусловно лишь то, что это вполне конкретный персонаж, хорошо знакомый художнику и настолько захвативший и впечатливший его, что к нему он обращался в последствии еще не раз. Известно, что более поработанные варианты этого же рисунка хранятся в Серпуховском художественном музее и в Нижегородском государственном историко-архитектурном музее заповеднике.
Молодая, полная сил и жизни девушка предстает в традиционных одеждах родной автору Рязанщины - длиннополой юбке со светлым передником, широкой рубахе с закатанными до локтя рукавами, в цветастом платке, покрывающим голову. Достоинство, неторопливость, самоуважение пронизывают самою суть девушки, так мудро и спокойно живущую на земле. Рисунок незаконченный, беглый, но в нем с проникновенной чуткостью и немалой долей любования автор передал не только индивидуальные черты модели, но самый дух русской женщины, одновременно сочетающей в себе внешнюю мягкость с глубокой внутренней силой.Художник умело избирает ту особую точку динамичного ракурса, яркое освещение и звонкий, контрастный колорит, которые словно сами несут в себе торжество бытия.
Мария Комарова, искусствовед
103x73 mm
Поступление:
1946, от Комитета по делам искусств при Совете Министров СССР