Истории Музейной Коллекции
обратно
БЛИСТАТЕЛЬНЫЙ ЦАРЕДВОРЕЦ

Ушаков

Василий
Михайлович

1928-1999


Северянка

1971


, 33х20.2x26 см
Поступление:

1995, в дар от автора В.М. Ушакова, Нижний Тагил

Дерево, резьба  31,5х20,6х26,4

 

художник

Василий Ушаков уже учился в Нижнетагильском горно-металлургическом техникуме во время Великой Отечественной войны, когда в городе в 1944 году было открыто Художественно-промышленное училище. За год до этого Ушаков ходил в студию эвакуированного из блокадного Ленинграда живописца Феликса Лемберского, учился рисовать. И тут вдруг появляется возможность получить художественное образование. Он бросил техникум, и стал студентом первого набора училища. Не бросил только музыку и продолжал играть в духовом оркестре на тромбоне. Окончив обучение, В. Ушаков в 1951 году поступает в Московский Институт прикладного и декоративного искусства, который два года спустя был расформирован, и молодой художник перевелся в Ленинградское высшее художественно-промышленное училище им. В.И. Мухиной. Там стал одним из лучших студентов, помогал на практике лепить Р.Р. Тауриту памятник Родине-матери на Пискаревском кладбище, и – играл в студенческом джазовом оркестре, который гремел на весь Ленинград. Однажды к ним приехал сам Эдди Рознер и пригласил Василия Ушакова в свой оркестр. Но, любовь к искусству победила. В 1956 году он вернулся в Нижний Тагил, стал преподавать в родном училище, стал первым деканом только что открытого Художественно-графического факультета в педиституте, затем и директором училища в 1974, а после, прекрасный рисовальщик и скульптор, до конца своих дней преподавал там. Был удостоен знака «Отличник народного просвещения». Будучи скульптором-монументалистом, стал автором более десятка памятников в Нижнем Тагиле, в Удмуртии и на Урале. 

произведение

«Греческую красоту и в остяке найти можно» - писал В.И. Суриков. Слова знаменитого исторического живописца полностью соответствовали творческим поискам  тагильского скульптора Василия Ушакова. Острый интерес художника к познанию форм заставлял его искать нечто необычное в лицах. В конце 1960-х-начале 1970-х годов Ушаков был деканом художественно-графического факультета педагогического института, куда поступила учиться девушка с севера.  Неожиданно острые черты ее лица, этнические особенности северного народа всколыхнули исследовательский интерес к форме. Студенты лепили в классе над натурной постановкой, а учитель в это время – лепил студентку, имя которой сегодня растворилось в истории. В один из моментов ему вспомнилось, как в Москве они еще, будучи студентами встретили с женой на проспекте Горького очень красивую негритянку, высокую, стройную. В то время, еще до Всемирного фестиваля молодежи и студентов 1957 года, встретить человека столь  экзотической национальности было большой редкостью. Не сговариваясь, они зашагали вслед за ней. На ходу художник старался зарисовать необычные черты лица женщины черты в блокнот, ее походку и грацию, пластику. Заметив «преследование» женщина остановилась рассерженная. Но, увидев зарисовки, заулывалась. Вот  и здесь необычность форм лица студентки заставили Василия Ушакова создать ее портрет, в основе которого лежало изучение законов структуры и формопластики.

детали

Главное для художника в работе была сама предельная компактность форм, диковатая красота модели и то невольное внутреннее отстранение, что часто несут в себе люди северной народности. Кажется, что вокруг простираются снега…

Елена Ильина, искусствовед

  

в других музеях