1909-1998
холст, масло, 111x198 см
Поступление:
1948, приобретено у автора О.Э. Бернгарда, Нижний Тагил
Справа внизу: О.Бернгард
Немец по происхождению Олег Бернгард - натура артистическая. Он стал признанным художником, членом СХ СССР, фигурой заметной в творческих кругах Урала, участником многих выставок. Но все начиналось с детства - Олег любил рисовать - делал это всегда и везде, увлекался музыкой (даже закончил один курс музыкального училища по классу виолончели). Но тяга к художественному творчеству, потеснившему все остальные занятия, была сильнее: он учился в художественном училище, брал уроки у известных художников. Став зрелым мастером, Бернгард работал в основном в станковом искусстве, но помимо этого выполнял монументальные росписи в интерьерах общественных зданий, пробовал себя как театральный художник. И еще - О.Бернгард преподавал живопись и рисунок в Уральском училище прикладного искусства, много сделал для становления Нижнетагильского музея искусств…
Вернемся назад… В конце 1940-х годов репрессированный Олег Бернгард, все еще оставаясь спецпереселенцем, жил в Нижнем Тагиле, куда 1942 году был направлен в трудармию. Вернуться к больной матери в Екатеринбург ему разрешили только в 1953 году. Но живописец полюбил Нижний Тагил, его окрестности. Особенно художника притягивал Голый Камень, «где он написал немало этюдов и увидел сюжет для картины», которая заставила о нем заговорить многих…
В те годы многие художники, захваченные романтикой трудовых будней, писали индустриальные пейзажи. Писал их и Олег Бернгард. Именно таким во время прогулки в один из зимних поздних вечеров увиделся живописцу Нижний Тагил - «открывшаяся панорама захватила, заставила замедлить шаг». Пред взором художника предстали горящие вдали огни города и дышащий дымами металлургический завод – тагильский промышленный гигант, в конструкциях и дымах которого Бергрард видел не только особую поэтику и романтику, но и не простой труд металлургов во имя светлого будущего человека. В этой же картине окончательно определилась одна особенность манеры художника: первый план им напишется крупными, сочными мазками на «сдержанном, чуть холодноватом фоне». Все оценки, высказывания искусствоведов, художников, журналистов об этом произведении, бесспорно, были положительными. Но одни сухие, дежурные, как «Работа выполнена на высоком идейном уровне», другие восторженные, признательные - «В «Огнях Тагила» художник интересно показывает далёкий ночной город, живущий напряженной жизнью, прекрасно выписывает передний план…». Заслуженный художник России, свердловский живописец профессор А.Б. Бурак не раз говорил: «Эта картина во многом изменила меня как живописца. Ее масштабность, колорит заставили иначе взглянуть на собственное творчество». Картина «Огни Тагила» стала не только важной вехой в творчестве Бернгарда, но оказала «большое, значимое влияние на развитие пейзажной живописи Урала».
Увиденный однажды Бернгардом пейзаж, был в первозданном виде перенесен на холст. Художник «ничего не переставлял и не убирал». Живописец сознательно в композиционном построении использует принцип непреднамеренной случайности. Он хочет, чтобы зритель в ту полную таинственности ночь оказался рядом с ним на вершине горы Голый Камень и остановился завороженным…
…Поздний вечер.. Сверкающие на небе звезды. Лунный свет отражается на белоснежном переливающемся снегу, лежащем на скалах, на величественных соснах, бросающих длинные синие тени… На первом плане то, что так потрясло живописца - «тот неуловимый миг, когда вечер переходит в ночь. Миг глубокого потрясения красотой природы…»Природа вышла на авансцену - она вечна в своей силе, спокойствии, величии… Все так реально и, в тоже время, загадочно-сказочно… А вдали, почти сливаясь с темно-синим небом, светится огнями рабочий город - творение рук человеческих… Если внимательно приглядеться, то видны знаковые для Нижнего Тагила места - Лисья Гора, Тагильский пруд, собор Александра Невского…, все, что так знакомо и дорого каждому тагильчанину. На трудовой вахте стоит металлургический завод…
Лариса Смирных, искусствовед
111x198 mm
Поступление:
1948, приобретено у автора О.Э. Бернгарда, Нижний Тагил