Истории Музейной Коллекции
обратно
БЛИСТАТЕЛЬНЫЙ ЦАРЕДВОРЕЦ

Бернгард

Олег
Эдгарович

1909 - 1998


Этюды

1940-е


масло, картон, x см
Поступление:

художник

Бернгарды переселились в Россию в далекие - или в петровские, или в екатерининские, времена. Их род дал России архитекторов, инженеров, художников, музыкантов. Достойным представителем этого рода стал живописец Олег Бернгард. Его судьба удивительна и драматична: родившись в 1909 в Мюнхене, в 1914 году он с семьей переселяется в Санкт-Петербург, а в 1918 переезжает на Урал, в Екатеринбург, обретя там свою вторую родину. В годы войны как лицо немецкой национальности Бернгард испытал на себе всю беспощадность советского правящего режима – он становятся «спецпереселенцем» - «человеком, лишенным человеческих прав», и направляется на местожительство в Нижний Тагил. Но в условиях «несвободы» (а без свободы нет жизни, и творчество несостоятельно) О. Бернгард был не только полон творческих планов, но и пытался реализовывать свои художнические амбиции. Художник много писал сам Тагил и его живописные окрестности - так появились сотни этюдов. От любимого учителя Бернгарда – Леонарда Туржанского, научившего его любви к природе, пониманию самоценности натурного этюда, идет любовь к изображению, казалось бы, ничем непримечательных мест. Как-то сам О. Бернгард, уже попробовавший себя в разных видах и жанрах искусства (в годы войны оформлявший спектакли в театрах, создававший плакаты, работавший в окнах ТАСС, художником-оформителем) сказал: «Никогда не думал, что стану пейзажистом, а после знакомства с Туржанским я уже не представляю себе другой жизни».

 

произведение

Плотно, густо ложатся на плоскость небольших по размеру картонов энергичные цветовые мазки, складывающиеся в гармоничный цветовой образ. Серия пейзажей-этюдов была создана О. Бернгардом в 1944 году и показана на выставке в Нижнетагильском музее искусств. В работах, выполненных художником, есть авторское свидетельство - особая конкретность места, точно обозначенного в названиях. В работах Бернгарда в природе нет придуманной красивости, она не идеальна. Художнику важно передавать полно и правдиво то, что открывается его взору - верность тона и гармонию цвета, такие сложные в природе, соотношение света и тени, смену состояния и ее внутреннюю жизнь. И хотя писать этюды «спецпереселенцу» было совсем непросто, так как передвижения по городу были запрещены, он садился на мотоцикл и отправлялся на природу, где свободно «дышится». Таким непреодолимым было его желание «этюдничать»!

детали

В этюдах О.Бернгарда Тагил 1940-х предстаёт в своем историческим облике: с петляющими, демидовских времен улочками центра города, сегодня исчезнувшими или изменившими сегодня свой облик, нетронутыми уголками окрестностей Тагила, знаковыми для горожан местами. Краски в его этюдах, как правило, земляного ряда, вторящие природным краскам Урала. Тагильский пруд, Лисья гора, Здание заводоуправления, выстроенное Демидовыми... Небольшие по размеру они наполнены самой жизнью, ее драматизмом. В его этюде «Ключики» (местечко под Нижним Тагилом) Бернгард с большой радостью пишет старую, узкую, такую уютную улочку с деревянными домами, спускающуюся к Тагильскому пруду, созданному еще Демидовыми для металлургических нужд. Люди, отдыхающие у ворот, разгуливающие по зеленой траве куры, скворечник, принимающий перелетных птиц… Не является ли все это свидетельством того, что в этот миг в этом мире, обласканном солнцем, царит полная  гармония?

Лариса Смирных, искусствовед

 

в других музеях