Истории Музейной Коллекции
обратно
БЛИСТАТЕЛЬНЫЙ ЦАРЕДВОРЕЦ

Эйгес

Ольга
Владимировна


Покос

вторая половина 1940-х - 1950-е


бумага, акварель, 30.3x42 см
Поступление:

1997, от Государственного выставочного зала «Ковчег» по дарственному заявлению Л.Г. Чудовой, Москва

На обороте справа внизу графитным карандашом: Эйгес

художник

Для Ольги Вячеславовны Эйгес путь в искусство, кажется, был определен уже самим фактом рождения в семье, в которой были представители самых разнообразных творческих профессий: композиторы, литературоведы, художники, философы. Первое образование О. Эйгес получила в Московском государственном техникуме изобразительных искусств памяти восстания 1905 года, а затем в 1934 году она поступила в Московский институт изобразительного искусства. И хотя в тридцатые годы там велась активная борьба с экспериментальными направлениями - наследием легендарных ВХУТЕМАСа-ВХУТЕИНа, все же институт сохранял и высокий уровень профессионализма преподавателей и нацеленность на творческий поиск и оригинальность. Преподавателями О. Эйгес стали те истинные мастера, кто определял развитие всего искусства в стране - Владимир Фаворский, Лев Бруни, Константин Истомин, Павел Павлинов, Александр Дейнека. Еще в годы обучения О. Эйгес начинает работать в области промышленной графики, сценографии, а в 1940-е годы в составе творческой бригады под руководством В. Фаворского, Л. Бруни, А. Гончарова занимается монументальной живописью, работая над украшением станций метро, санаториев, павильонов ВСХВ-ВДНХ. Но основным направлением деятельности О. Эйгес на долгие годы станет – плакат, она будет работать по заказам Государственного цирка СССР, Института санитарного просвещения, Всесоюзной торговой палаты и издательства «Искусство». Но для себя, для души О. Эйгес занималась станковыми видами искусства – живописью и графикой.

 

 

произведение

В 1990-е годы Л.Г. Чудова, одна из родственниц семьи Эйгес, решила передать в недавно образованный выставочный зал «Ковчег» все работы, что сохранились от Ольги Эйгес и долгое время хранились. Пришло время передать их в музеи… Сотрудники «Ковчега» поставили перед собой поистине великую задачу - рассказывать на выставках и в изданиях о тех художниках, которые были забыты. Они, быть может, и не были лицами первой величины, но… в Искусстве все и всегда подлежит пересмотру. И среди тех, кто не был признан при жизни искусствоведы открыли много прекрасных имен Истинных Художников, по-иному взглянув на их творчество. Тогда же они и стали передавать в музеи страны с любезного разрешения родственников, сохранившиеся работы. Так поступила в музей небольшая коллекция рисунков и акварелей Ольги Эйгес, выполненных в разные годы – это и натурные наброски сокурсников, и пейзажные мотивы, созданные на практике на Академической даче и во время путешествий.

Особым лиризмом проникнуты акварельные листы с видами деревенского пейзажа. В них особенно видно влияние учителя, талантливого акварелиста – Льва Александровича Бруни. Вслед за мастером О. Эйгес предпочитает высветленную палитру, пишет тонкими, трепещущими мазками, большое внимание уделяя освещению.

детали

Особенно привлекателен этюд «Покос». Высветленная палитра, мягкие размытые силуэты женщин, собирающих сено, даны контрастно на фоне светлого голубого неба, навес для сена, как рама окна, обрамляет композицию, раскрывая ее в глубину. Неспешная ритмичность движений женщин создает чувство странного покоя и значимости обыденных дел в жизни. И кажется, что только это чувство связи с землей есть Истина, есть Правда… Все просто, все безмерно, как воздух, напитавший солнечные блики акварели…

 

 Ольга Лебедева, искусствовед

Елена Ильина, искусствовед

в других музеях