1817-1900
холст, масло, 72x103 см
Поступление:
1950, от Комитета по делам искусств при Совете министров РСФСР
Ованес Айвазовский, более известный в России как Иван Айвазовский, один из самых популярных художников XIX века и самый известный художник, пишущий море - маринист. Армянская фамилия Айвазовский на польский манер звучала как Гайвазовский, что нравилось отцу художника. Художественные и музыкальные способности юноши быстро обратили на себя внимание и многие стали поклонником его таланта. Учась в Академии художеств с 1833 года, он был назначен помощником модного живописца Филиппа Таннера, который запрещал ему работать самостоятельно, но Айвазовский все же выставил картины на осенней выставке Академии. По жалобе учителя и личному распоряжению императора Николая I работы были сняты, прощение ослушавшийся студент получил только через полгода и был направлен в класс батальной живописи - спустя немного лет он стал одним из ведущих художников России. За свою жизнь И. Айвазовский написал более шести тысяч картин, покорив не только любителей искусства в России, но и в Европе. Его работы приобретаются в лучшие собрания, папа Григорий XVI купил его картину и наградил золотой медалью, критики и художники говорят о нем с восторгом, Айвазовский был членом Академий Петербурга, Рима, Парижа, Флоренции, Амстердама, Штудгарта. Будучи живописцем Главного морского штаба, он много ездил и по стране, но постоянно жил в Феодосии, где открыл школу искусств и галерею, стал инициатором строительства железной дороги, занимался исследованием древних курганов и вопросами охраны памятников.
Обладая феноменальной памятью и согласно академическим правилам, Айвазовский писал «по памяти», не нуждаясь в создании этюдов. Высокое небо и влажный морской воздух наряду с морем являются «главными героями» картины И. Айвазовского «Морской пейзаж». Штили писал Айвазовский также проникновенно, как и бури. В 1860-1870-е годы снискавший славу маринист, убежденный, что зрителя необходимо настроить на определенную эмоциональную тональность, отходит от бурных страстей и романтических переживаний, которые были свойственны раннему периоду творчества. Романтические пристрастия художника к бушующей морской стихии, властвующей над миром, в это время ослабевают, мастер отказывается от внешних эффектов, ярких красок и создает полотна, получившие названия «голубые марины». Именно к этому типу картин относится «Морской пейзаж» - Айвазовский убежден, что зрителя необходимо настроить на определенную эмоциональную тональность.
Тихое утро. Голубое небо с шапками белых облаков отразилось в неподвижной глади воды, по которой легко скользят парусные судна. Мягкая дымка влажного воздуха растворяет очертания, рассеянный солнечный свет будто дрожит в воздухе. Морской пейзаж словно воплощает прекрасную мечту человечества о полной гармонии мирового пространства. Изображен старинный портовый город Палермо в Италии, который Айвазовский пишет со стороны Тирренского моря и знаменитой лагуны Конка-д’Оро, название которой переводиться как «Золотая раковина».
Елена Ильина, искусствовед
72x103 mm
Поступление:
1950, от Комитета по делам искусств при Совете министров РСФСР