Истории Музейной Коллекции
обратно
Сколько легкости!..

Боголюбов

Алексей
Петрович

1824-1896


Лоцманы Бискайской бухты

1858


холст, масло, 66x93 см
Поступление:

1951, из Нижнетагильского краеведческого музея

Справа внизу: А.Боголюбовъ

художник

С самого начала ничто не предвещало, что Алексей Боголюбов в будущем станет и известным художником, и организатором первого общедоступного музея в России, созданного в память о своем деде - известном писателе А.Н. Радищеве. Судьба как будто сама вела его по этому пути, хотя посыл к художественному творчеству усмотреть можно было изначально – малолетний Алексей очень любил рисовать, особенно карикатуры. Однажды, уже после окончания Морского кадетского корпуса и многолетних походов в заграничные плавания, молодой мичман встретил на корабле Президента Академии герцога Максимилиана Лейхтенбергского, обратившего внимание на рисунки моряка, и по согласованию с Николаем I определившего его в 1850 году вольнослушателем в Академию художеств. Затем были годы учебы, Большая золотая медаль, дававшая право на трехлетнюю поездку в художественные центры Европы для совершенствования мастерства за счет Академии,в которую молодой художник отправился в 1854 году. Так случилось, что в жизни Боголюбову встретились многие замечательные художники, дававшие ему советы и обучавшие мастерству. Среди них – блистательный Карл Брюллов, который посмотрев боголюбовские этюды, заметил - «Эге, да вы батюшка, краску бойко месите!». В Италии молодой художник познакомился с Александром Ивановым, работающим над своим полотном «Явление Христа народу». Именно Иванов стал первым покупателем пейзажа Боголюбова, но главное, своим советом - «больше рисовать!» - помог ему обрести славу одного из самых профессиональных рисовальщиков России. А еще были известные французские и немецкие мастера-пейзажисты, которых он выбирал себе в педагоги сам. Боголюбов в заграничной поездке работал невероятно много и набирался впечатлений и идей для своих будущих произведений. По возвращении в Петербург после пенсионерской командировки, которая прошла очень успешно, Алексей Боголюбов получил звание профессора «за особенные успехи и достоинства, до сего времени ни один из пенсионеров Академии при возвращении в Россию не привез такого большого количества отличных этюдов и картин», — говорилось в постановлении Совета Академии.

 

произведение

Морской пейзаж «Лоцманы Бискайской бухты» написан Боголюбовым в 1858 году, когда получив разрешение на продление командировки, он находился во Франции и брал уроки у «доброго и гениального … учителя» мариниста Эжена Изабе». Морское образование Боголюбова ему очень помогало в творчестве и не раз способствовало получению престижных заказов. Так сам Император Николай I обратился к нему с просьбой о создании серии картин по истории Крымской войны. А еще, живописец часто даже у своих учителей, когда приходилось изображать корабли, выступал в роли специалиста, о чем пишет: «...как только дело доходило до морского судна… мне приходилось поправлять конструкцию судов, чертить снасти от руки, по муштабелю и указывать на недостаточность страдания судна на волне». Для совершенствования художественного мастерства Изабе посоветовал Боголюбову побывать на этюдах в Бретани, куда тот отправился вместе со своими товарищами, также пенсионерами, Л.Лагорио[i] и А. Чернышевым. Часами находясь на берегу, он пристально наблюдал море, делал множества этюдов и натурных зарисовок, на основе которых и было создано полотно «Лоцманы Бискайской бухты».

 
  1. Ищи картину Л.Ф. Лагорио «Гурзуф» в зале и читай о ней

детали

Художник стремится как можно подробнее рассказать об увиденном. Он выбирает один из драматических моментов, изображая заставшую в море людей бурю, нередко случавшуюся в мелководномБискайском заливе. В картине явно прослеживается увлеченность Боголюбова романтизмом. Она выражается в обращении художника к традиционной для романтиков теме: бессилия человека перед лицом природы, охваченной бурей. Но человек не побежден: противостояние человеческой силы и неумолимой морской стихии, непокоренной людьми, но борющимися с ней, продолжается и будет продолжаться… Это как никто другой знал Боголюбов, ходивший в морские плавания и бесконечно любивший море во всех его проявлениях. Вздымающееся помрачневшее море, низкое небо, сливающееся с высокими волнами, парящие над вспененный водой альбатросы … Неоспоримый талант Боголюбова помог ему найти точные краски и композицию, чтобы воссоздать величие, мощь и красоту разбушевавшейся морской стихии. Скрупулезнаялегкая кисть позволяет вглядеться и рассмотреть изображенную на первом плане на гребне волны лодку с лоцманами. Бесстрашные, они спешат к разбросанным в заливе и практически поглощённым мглой парусным судам, чтобы выполнить свою задачу - провести их по безопасному пути к берегу. Несмотря на драматизм, именно сила и уверенность судоводителей дает надежду человеку на спасение. 

Лариса Смирных, искусствовед

в других музеях