Истории Музейной Коллекции
обратно
БЛИСТАТЕЛЬНЫЙ ЦАРЕДВОРЕЦ

Тобрелутс (Комарова)

Ольга
Владимировна


Серия по мотивам пьесы Г. Ибсена «Кесарь и Галилеянин»

2003


принтерная краска, акварельная бумага, компьютерная печать, 42.1x29.8 см
Поступление:

2008, в дар от автора О.В.Тобрелутс, Санкт-Петербург

художник

Художник с международным именем Ольга Тобрелутс еще в 1990-е годы осознала компьютерным технологиям как возможность создавать Истории про Историю. Ее произведения – это магическая сверхреальность. В трехмерном моделировании на компьютере автор совмещает фотографию и 3D-модель и достигает при этом реалистичности, близкой к академическому рисунку. Это сближает Тобрелутс[i] с петербургскими неоакадемистами и с 1994 года она становиться профессором Кафедры новых технологий Новой Академии Изящных Искусств[ii]. «Она строит абсолютно новую реальность, которая превосходит исторический контекст и становится немного ближе «нашему» времени»[iii]. Всегда остро понимая «важность момента» с 2003 года О. Тобрелутс отходит от компьютерной графики и вновь обращается к живописи. Сегодня художница живет в Санкт-Петербурге и является одним из самых востребованных авторов в современном искусстве. Так как она – не говорит никто и по сей день.

 

 

 


[i] Брюс Стерлинг назвал Ольгу Тобрелутс «Троянской Еленой с видеокамерой и компьютером».

[ii] Новая Академия Изящных Искусств – движение под руководством Тимура Новикова, образовавшееся в декабре 1989 года и ставшего одним из самых значимых явлений в современном русском искусстве.

[iii] http://moya-moskva.livejournal.com/3792111.html

 

 

произведение

В 2000 году Норвегия праздновала великую для страны дату – 175 лет со дня рождения выдающегося писателя Генрика Ибсена!  Тогда и раздался в петербургской квартире  художницы Ольги Тобрелутс звонок – культурные представители Норвегии в России во главе с атташе и директорат Центра исследования творчества писателя предложили создать произведения к драме «Кесарь и галилеянин». В последней из пьес Г.Ибсена «Кесарь и Галилеянин», написанной в 1871 году, автор обратился к истории римского императора Юлианапрозванного Отступником, и - решая проблемы устройства мира и государства, веры, идеала, власти, - сформировал свою философию истории, победы и поражения. В период миллениума пьеса отвечала духовным настроениям общества – и потому Ольга Тобрелутс согласилась работать над произведением Ибсена. Но почему Ибсен и почему Тобрелутс? Творчество норвежского литератора сыграло большую роль в становлении русской философской мысли,[iv] а в работах Ольги Тобрелутс сопоставления, переживания, размышления высокого философского уровня - сродни дантевским.

К драме Ибсена Ольгой Тобрелутс было создано 52 произведения размером более полутора метров, выполненных на холсте способом электронной печати. Впервые произведения серии были представлены Петербургу галереей «Д137» как проект «Кесарь и Галилеянин» в октябре 2003 года в Государственном Русском музее. Предварительно автор разрабатывала эскизы на компьютере и часть из них – 21 изображение, были напечатаны в малом формате на специальной акварельной бумаге. Именно эти листы, собранные в альбом, и преподнесенные художницей в дар, сегодня хранятся в собрании Нижнетагильского музея изобразительных искусств. Между произведениями нет внутренних связей - листы можно соединять и сопоставлять произвольно. Но, они опосредованно связаны с текстом и с историей как таковой, с жизнью, с общественными процессами. Листы серии невольно дают вспомнить, как это ни странно может показаться, и о сопряжении русской культуры с классической античностью, нити, тянущейся через Византию, на которой и взросла она. Это звучит в общем строе работ, их повышенной красочности, сочности, порой во фронтальной застылости героев или в их античной гармоничности.

Пьеса Г.Ибсена в России публиковалась всего три раза: в 1905-1907 гг., в 1958 году и в 2006 году к столетнему юбилею со дня смерти писателя

 

[iv] Великий русский философ Николай Бердяев писал: «Я не могу без волнения перечитывать Ибсена. Он имел огромное значение в духовном кризисе, пережитом мною в конце прошлого века... (XIX века – И.Е.) Ибсен необычайно обостряет проблему личности, творчества и духовной свободы» Дмитриева Н. К., Моисеева А. П. Философ свободного духа (Николай Бердяев: жизнь и творчество).М.: Высш. шк., 1993. с. 38.

 

 

 

 

детали

Характерные для подлинно глубинных размышлений печальные ноты, беспросветно-изящные и безоглядно-ужасающие одновременно, по-разному передают общую тонкую и нервную драматическую сущность образа мира и образа произведения.

По типу композиционного решения произведения можно разделить на сюжетные композиции («Атанасиус Александрийский», «Сирены», «Бассейн», «Школа философии», «Добрый пастырь», «Маркус Аритузский» и др.) и композиции-предстояния («Геката», «Дети», «Христиане», «Иуда», «Кесарь», «Римский гусь» и др.).  Ряд композиций серии «Кесарь и галилеянин» посвящены героям христианского мира (лист «Маркус Аритузский», «Иуда», «Каин и Авель», «Добрый пастырь»), другие предъявляют языческие сюжеты (лист «Шествие Диониса», «Ванна Елены», «Геката», «Сирены»).

Елена Ильина, искусствовед

в других музеях