Истории Музейной Коллекции
обратно
БЛИСТАТЕЛЬНЫЙ ЦАРЕДВОРЕЦ

Тобрелутс (Комарова)

Ольга
Владимировна


Отблески империи VII

1993


фотобумага цветная, фотопечать, 49x51 см
Поступление:

2010, из Государственного Центра Современного искусства, Москва

художник

В творчестве Ольги Тобрелутс немало «документальных фотографий» из «поездок в прошлое», которых никогда не было. Тобрелутс часто называют «пионером» электронного искусства. Но цифровая обработка для нее – лишь инструмент для разговора о чем-то важном. Тобрелутс, прежде всего, – мыслитель, размышляющий о времени. Для нее время – не абстрактная величина, а реальная субстанция, о котором она рассказывает: «Я  физически ощущаю временя. Оно похоже не всегда одинаково протекает, скорее напоминает движение капли на потолке в начале медленно собирается, а по мере накопления быстро наливается и падает. Его можно сравнить с водой.

В ХХ веке произошло две визуальные революции. Первая произошла в начале века, когда сделал Малевич «Черный квадрат», предвосхитив этим саму революцию, и вторая - когда появились компьютеры в массовом явлении, когда каждый подключился к матрице. Это момент революционного сознания, когда все перешло в цифру, т.е. в пространство абсолютно вымышленное, виртуального и это потрясающе! А в XXI веке мы попали уже в совсем другое время…».

произведение

Фотографии «Отблески Империи» стали своего рода фальсифицированым «перемещением во времени и пространстве» «…Компьютер помог помочь задокументировать перемещение во времени.. Придуманные путешествия в разные эпохи, империи с помощью компьютера методом коллажирования фотографий…» - говорит автор. 

Собственно, история серии  «Отблески империи» началась в 1993 году, когда увлеченная абстракцией Ольга Тобрелутс уехала учиться в Германию. Об истории создания серии автор рассказывает: «…В то время в Петербурге не было компьютеров.Я поехала в Берлин. Меня взяли бесплатно на годовое обучение в институт Art-com, где  рассказали про возможности разных программ. Там я  познакомилась с фрактальными программами, которые делали бесконечное количество абстрактных построений. И я поняла, что все мои идеи про самовоспроизводящие абстракции были придуманы еще в 1960-х годах под названием множество Мандельброта и уже спрограммированы на компьютере. Но компьютер был абсолютно неспособен воспроизвести  человека и я снова вернулась к академическому рисункуРаз машина не может делать визуальные и фигуративные образы, не умеет делать то, что умею делать я, то я могу ее обмануть и сделать виртуальный коллаж. Надо сказать что в начале 90-х коллаж был очень популярен в современном искусстве. Художники много рисовали, вырезали из журналов и склеивали все это вместе. Но создавать коллажи, соединяя изображения с различных носителей воедино, так чтобы не было видно швов и склеек этого никто не делал вообще, да и не возможно это было сделать! Поэтому мне стало интересно создавать иллюзорный вымышленный мир на компьютере. Он предоставил возможность создания Фантастического как Реального…» Именно в это время Тобрелутс вернулась в Санкт-Петербург и сделала серию компьютерных фотографий «Отблески империи», где она «…путешествовала по разным погибшим империям и в качестве доказательства предлагала зрителю фотографию…»… «Занимаясь компьютерной графикой, я на некоторое время отошла от живописи, хотя продолжала использовать рисунок. Все компьютерные работы рождались как эскизы на бумаге и только потом постановочно фотографировались в студии, сканировались в компьютер, дорабатывались в «Фотошопе» и 3D-программах...»[i]

Она подружилась с Тимуром Новиковым, который «…сразу назначил меня профессором кафедры новых технологий созданной им Новой академии изящных искусств… Прекрасное было время: мы все были молоды и веселы, казалось, что этому не видно конца и впереди еще масса времени. Мы много времени проводили с Тимуром, невероятным, абсолютно гениальным человеком, и часами беседовали по телефону…». Прекрасно зная историю искусств и тонко чувствуя исторические эпохи, Тобрелутс смешала временные периоды – прошлое стало современностью, проросло, ожило, день сегодняшний «осознал» всегда «растет» из истории. «Связь времен» обрела, наконец, смысл соединения. С этой серии стало ясно, что мифологические реконструкции Тобрелутс – это разговор о современности. «…По сути, сюжеты Тобрелутс становятся эффективной художественной уловкой, делающей произведение искусства доступным современному зрителю…».

В 1994 году серия была экспонирована в Музее этнографии, «…на которую случайно пришел Александр Давыдович Боровский с Леонидом Бажановым, который (это была ошибка он тогда возглавлял министерство культуры). Посмотрев выставку, он сказал, что «это же так замечательно, это первые эксперименты в этой области, я никогда этого раньше не видел», и посоветовал все это купить в музей…» Вскоре серия была приобретена Министерством культуры России для Государственного Русского музея и РОСИЗО.

Ольга Тобрелутс пишет - «…Смысл был даже не в пафосе изображения а в его отсутствии. Строгость и Красота! – вот девиз того времени - он словно перешёл на фото сформировав образ. И конечно тяга к немому кино, любовь к Вере Холодной сыграли не последнюю роль в продумывании главного героя серии. Но, создав образы-ловушки, мне показалось этого не достаточным. Захотелось привнести движения. Поэтому была создана серия короткометражных фильмов, которые демонстрируются рядом с фотографиями. В них происходит движение среды при абсолютной неподвижности героя. Как бы среда меняется с человеком местами».

 

детали

Серия решена в академическом стиле. Автор использует мотивы античного искусства – композиции, саму пафосность сцен, одежды, антураж. Но реальные колонны и архитектурные памятники  становятся не более, чем историческими декорациями на фоне которых художница помещает вполне реальных персонажей – саму себя в образе античной музы, друзей - Владика Мамышева – Монро и Михаила Кремера.

Елена Ильина, искусствовед

 

 

в других музеях