1970 г.р.
акрил, виниловая ткань, принтерная краска, принтерная печать, ретушь, 100.6x120.8 см
Поступление:
2010, в дар от автора О.В. Тобрелутс, Санкт-Петербург
Ольга Тобрелутс – один из самых ярких представителей питерского неоакадемизма, лидером которого был центральный представитель неофициального питерского искусства 1980-1990-х годов Тимур Новиков. Коренная ленинградка, она закончила Архитектурный институт в 1989 году, а спустя год курсы компьютерной графики Института ART COM в Берлине, Германия, и, вернувшись в Ленинград, организовала Лабораторию по изучению орнамента. Тобрелутс стала одним из самых продвинутых художников в области IT-технологий в то время и пионером анимации и компьютерной графики в искусстве. Но главным для нее стала сама Идея, возможность возвращения классики как формы послания в мир: ренессанс античности (высокий модернизм) замешанный на поп-арте (низовая коммерческая реклама) позволил ей изобрести собственный стиль – классицизирующий поп-арт. Собственно, это было бегство в историю от современности. Но это был поиск Прекрасного, забытого обществом, порой ироничного, но всегда возвышенного по-сути. С тех пор Ольга Тобрелутс есть и остается одним из самых востребованных представителей современного искусства в мире. Ее творчество ярко индивидуально и всегда поражает «величием замысла». Тобрелутс, как и другие художники ленинградского неоакадемизма, входила в Новую Академию изящных искусств, проповедовавшую воскрешение классицизма на новом, современном уровне, альтернативным официозному искусству.
В совершенстве владея технологиями цифровой обработки изображений, Ольга Тобрелутс создает произведение, отсылающее зрителя сразу и к известной греческой скульптуре, и к плакатам, изображающих культуристов. Созданная греческими мастерами статуя Геркулеса Фарнезского[i] многократно повторялась, начиная с римских скульпторов, и до сих пор является одним из самых известных произведений в мировом искусстве. Однако, в компьютерном фотомонтаже художница лишь опирается на популярный образец, напоминая зрителю о нем позой героя, лицо же и тело Геракла принадлежат чемпиону мира 1990-х по бодибилдингу. Сегодня фотоколлажем никого не удивишь, но двадцать с лишним лет назад это был смелый шаг, открывающий новые горизонты в искусстве, далекие от советского реалистического стиля. Произведение, балансирующее на грани между высоким образцом и низовыми, китчевыми образцами, однако не просто иронично, оно еще и поэтично-возвышенное. По словам А. Боровского произведения О. Тобрелутс «исторически фиксированные представления о прекрасном». При этом «качество прекрасного абсолютно не важно, единственно необходимо - стремление персонифицировать, очеловечить красоту. Это стремление требует определенного магического кристалла - и Тобрелутс создает именно такое волшебное стекло: ее компьютерные фоны обретают специфическую электронную пространственность - обрастают свето-воздушной средой или перспективными загадками-кунштюками. Словом, обретают захватывающую, заманивающую - наподобие классических «обманок» или перспективных затей классического академизма - завораживающую картинность. Репрезентация идеи доступности прекрасного, чудодейственной действенности прекрасного, достаточно амбивалентно проявившая себя в русском искусстве, в искусстве Тобрелутс нашла новый уровень воплощения».
Миф о греческом полубоге Геракле один из самых известных, востребованных и цитируемых в русском обществе. В своем произведении Ольга Тобрелутс рассказывает о самом трудном подвиге Геракла – последнем, двенадцатом. По приказу царя Микен Эврисфея, Геракл должен был достать три золотых яблока из сада титана Атласа, который держит на себе свод небесный, растущих на золотом дереве, выращенном богиней земли Геей. За садом смотрели дочери Атласа, охранял его никогда не смыкавший глаз дракон, а путь в этот сад еще надо было найти. Геракл долго блуждал по Азии и Европе, обошел все страны, пока на самом крайнем севере на берегах мифической реки Эридан прекрасные нимфы не подсказали ему, что дорогу знает только вещий морской старец Нерей. Долго искавший Нерея Геракл увидев его напал, завязалась битва, из которой победителем вышел сын Зевса. Узнав тайну пути, герой отправился в дальний путь, в котором ему пришлось преодолеть многие препятствия – длинную дорогу, битву с непобедимым великаном Антеем, черпавшем силу из земли, матери своей, в Египте царь Бусирис хотел принести его в жертву[ii]. Достигнув края земли он с изумлением увидел титана, держащего на себе свод небесный, и обратился к нему с просьбой о сорвать яблоки. Уставший от тяжести небесного свода титан Атлас попросил подержать его, пока он ходит за яблоками. Страшная тяжесть давила на плечи Геракла, мускулы вздулись как горы, пот покрыл его тело от напряжения, и лишь помощь богини Афины дала ему возможность устоять до прихода Атласа. Хитрый титан вызвался сам отнести яблоки в Микены, предложив постоять за него это время. Геракл решив обхитрить его, попросил положить на плечи подушку, сам же воспользовавшись тем, что титан взвалил на себя свод небесный, выскользнул, и, простившись и забрав три яблока, ушел. Вернувшись в Микены, он отдал яблоки Эфрисфею, но царь вернул их обратно Гераклу, который подарил их Афине-Палладе, вернувшей яблоки навечно Гесперидам. Так закончилась служба Геракла у царя Микен.
Оттиск работы храниться в Государственном центре современного искусства, бумага, цветная фотопечать, 47,0х60,6
i Геркулес Фарнезский - Геракл (греч.), Геркулес (рим.), прототипом образа Геракла мог служить один из царей города Тиринфа (Арголида микенского периода). Настоящее имя - Алкид («сильный» или «внук царя Алкея»). Имя Геракл - в переводе «совершающий подвиги из-за гонений Геры», было дано прорицательницей пифией. Сын Зевса и Алкмены, брат Ификла (по матери).
ii Утомленный длинным путем Геракс уснул он в тени небольшой рощи на берегу Нила. Царь Египта Бусирис - сын Посейдона и дочери Эпафа Лисианассы велел связать спящего героя. Так поступал он со всеми чужеземцами, исполняя предсказание о прекращении засухи, если будет приноситься ежегодная жертва Зевсу. Но Геракл разорвал веревки, которыми был связан, и убил у жертвенника жестокого царя Египта Бусириса и его сына Амфидаманта.
Прекрасный как Бог Геракл стоит возле могучего ствола дерева, опираясь на него… но такого короткого, с такими несильными ветвями и шумящей на легком ветерке листвой. Налитые золотые яблоки качаются, издавая аромат и, кажется, мелодичный звон. Прекрасное золотое поле, залитое мягким солнцем, простирается вдаль, где встречается с небесным ярко-голубым сводом. Казалось бы, покой и благодать разлиты в пейзаже, заманивающий в себя едва не реальной свето-воздушной средой. Сорвавший яблоко рыжеволосый герой задумчиво смотрит на него. Его тело сильно и прекрасно… как у культуриста. И оттого, не совсем верится в его силу. Ирония, насмешка и безусловное (быть может, дутое?) величие… Прекрасная сложного узора рамка обрамляет произведение, будучи тоже лишь напечатанной на холсте… Все слишком прекрасно, все словно обманка…
Елена Ильина, искусствовед
100.6x120.8 mm
Поступление:
2010, в дар от автора О.В. Тобрелутс, Санкт-Петербург