Истории Музейной Коллекции
обратно
БЛИСТАТЕЛЬНЫЙ ЦАРЕДВОРЕЦ

Табенкин

Илья
Львович


Детские игры

1983


холст, масло, 73x79 см
Поступление:

1989, приобретено у автора И.Л. Табенкина, Москва

художник

«Все после смерти» - говорил художник Илья Львович Табенкин, к которому настоящее признание пришло уже после ухода его из жизни… Судьба к И.Табенкину была не очень благосклонна. Рождение в Белоруссии в городе Мозырь, где желание маленького мальчика рисовать было отвергнуто приговором - «бездарность». В революцию переезд в Москву, и долгожданное поступление в Московское художественное училище 1905 года. Но почти сразу в 1934 году арест ни за что - отправил в тюрьму кисти и краски своему другу, которого посадили по доносу. После тюрьмы была лагерь, потом ссылка в Казахстан.

1941 год…Начало войны помогло «затерять документы» (это придумала его мама) и дало возможность поступить в Московский художественный институт, находившийся в эвакуации в Самарканде. Добраться туда ему помог сам «ангел», так рассказывал Илья Табенкин, заболевший по дороге в Самарканд тифом. Появившийся человек-ангел тогда спросил у него «Аид?» (так евреи называют друг друга) и потом ухаживал за Ильей, пока он не выздоровел. Вместе с институтом молодой художник вернулся в Москву. И началась самая обыкновенная его жизнь – зарабатывал, получая заказы в художественном комбинате, а для души писал пейзажи, натюрморты, портреты. Но он шел вперед, к своему звёздному часу – появлению необыкновенных картин… И это случилось в конце 1960-х. «На фоне драпировок, как театрального занавеса, проходит жизнь грустных, смешных, ... условных человеческих фигур, птиц, животных» - размышляет Лев Табенкин - сын художника, категорически отвергающий данное кем-то композициям отца жанровое обозначение натюрморт… Фигурки для своих работ Лев Табенкин создавал сам. «У меня возникла потребность, говорит художник, составлять композиции не из случайных предметов, а создавать эти вещи самому… Я делал из шамота керамику – разные предметы, человеческие фигурки, красил фон в разнообразные цвета, строил на столе в мастерской композиции из сочетания архитектурных форм…» Творение на холсте метафорического пространства было обращено художником в священнодействие …

произведение

Композиции И.Табенкина называют то притчами - т.е. премудростями, нравственными поучениями в иносказательной форме, то, по мнению художника Льва Табенкина - сына И.Л. Табенкина , «визуальным выражением молитвы со своими символами высших существ», то эпическими пейзажами… Но все они о проникновении в мир земной красоты, о радости ощущений, об улыбки прохожего, о мере человеческого в человеке, об отношениях между друзьями и между мужчиной и женщиной… Весь космос внутреннего мира человека, о котором так нужно поведать Илье Табенкину. Художник не говорит напрямую, а создает символически иносказательные композиции, заставляющее остановиться, задуматься, возможно кому-то не понять, но не пройти мимо…

Каждая картина И.Табенкина может быть считана (понята) разными людьми по-разному, так как каждый человек опирается на свой личный духовный опыт, рождающий собственные ассоциации, порой помогающие от созерцания перейти к сущностному познанию. Герои картины «Детские игры» отчуждены друг от друга, замкнуты внутри себя. Так художник повествует об одиночестве человека потерявшегося не только в огромном мире, но и среди близких людей. Куклы-герои созерцают мир вокруг … Но, думается, что живое, объединяющее их дышаще-вибрирующее пространство, поможет им найти взаимопонимание и стать ближе…

 

детали

Разработанный в оттенках изумрудно-зеленый создает особое, «глубокое» пространство – пространство чувствований. Из него словно проросла некая архитектурная конструкция на двух вершинах с равновеликими фигурками-игрушками, обращенными друг к другу - девочкой слева и птицей справа. Между нами на перекладине – неопределённый предмет с навершием округлой формы… Все на расстоянии, всем одиноко… Возможно скоро между ними завяжется настоящая игра

 Лариса Смирных, искусствовед

 

в других музеях