1882-1946
картон, темпера, 49x68 см
Поступление:
1944, из Управление по делам искусств при СНК РСФСР
Из серии картин «Маркиза». Внизу: слева – С.Судейкинъ; справ – Судейкин.
Сергей Судейкин был одним из тех художников, которые принадлежали Серебряному веку и стали создателями его образа. Это, ни на что непохожее, время было «ярким, динамичным со своим особенным ликом», но, одновременно, и временем «смуты, упадничества, временем, наполненным трагическим предощущением». Охватывая совсем небольшой период - 1898-1922 годы, Серебряный век вошел в историю тем, что стал истоком одного из интереснейших духовных явлений в отечественной культуре, каким явился русский модернизм, с его новыми течениями и яркими персоналиями, несравнимо многочисленными в среде художников. З. Серебрякова, И. Машков, А.Куприна, М. Шагал, Н. Гончарова, К. Сомов, Н. Сапунов, К.Петрова-Водкина – вот немногие из многих … Среди них ярко блеснуло имя Сергея Судейкина. Тогда о его творчестве много писала критика, его искусство привлекало выдающихся художников, ему многие поэты-современники, как А.Ахматова, Н. Гумилев (1), посвящали ему свои стихи. Судейкин очень хотел стать знаменитым и на короткое время стал таковым … Но потом был забыт.
О детстве и семье С. Судейкнина практически ничего неизвестно. В годовалом возрасте он остался без отца, служившего жандармским подполковником, которого жестоко убили. Как вспоминали современники, последний обладал необыкновенным умом – его называли «гением сыска», был изобретателем, и одновременно великим мистификатором, авантюристом и мошенником. Многие эти качества были присущи и его сыну - Сергею, который обладал талантливостью, страстью к эпатажу и мистификации, и всегда, как и его отец, хотел быть лучше, талантливее, умнее, успешнее всех. Судейкин учился у К.Коровина, В.Серова, Д. Кардовского, но начинал постигать основы художества в Московском училище живописи, зодчества и ваяния, от которого в 1902 году с двумя своими товарищами был отлучен на целый год за «непристойности и излишнюю откровенность в картинах». За долгие 10 лет учебы он в московских кругах успел зарекомендовать себя как театральный художник-постановщик. Именно это сторона дарования С. Судейкина сделала его в будущем первоклассным театральным художником. В 1920 году Судейкин покинул родину, но помнил о ней всегда, мечтая о том, чтобы его творческое наследие было собрано в России.
18 марта 1907 года. Москва. На Мясницкой улице в доме фабриканта фарфора М. Кузнецова открылась выставка, вдохновителем и организатором которой стал Сергей Судейкин. Сама выставка, получавшая название «Голубая роза», предположительно данное поэтом Валерием Брюсовым, послужила началом объединения художников–символистов, ставших именоваться «голуборозовцами». Но одновременно ее название превратилось в метафору, определяя основные черты стиля художников нового объединения: камерность и тягу к отражению нематериальных категорий - тончайших ощущений, душевных переживаний эмоций. Живопись этих мастеров создавала мир мечтаний и видений, пронизанный то радостью, то мягкой ностальгической грустью.
Первая выставка «голуборозовцев, как впрочем и последующие, проходила в залах, декорированных серебристыми и голубыми тканями и убранных цветами. На выставке, о которой В.Маяковский сказал: «Светло. Тихо И картины – как молитвы…» звучала музыка А.Скрябина, читали свои стихи А.Белый и В. Брюсов. На одном из этих показов Судейкиным была экспонирована картина «Прогулка маркизы на остров любви», в которой видна увлеченность художника XVIII веком. В этом произведении, рассчитанном на камерное тихое созерцание, царит голубой цвет, олицетворяя собой нечто несбыточное и прекрасно-фанатическое.
Как в увиденном во сне спектакле – перед зрителем разворачивается театральное действие, происходящее в таинственном парке с руинами древних архитектурных сооружений, высокими до неба деревьями-исполинами, водопадом, таинственно светящимся диском луны. Здесь, прямо на глазах все оживает: плывет в ладье влюблённая пара, на берегу - в залитой светом фонариков беседке расположились погруженные в созерцание прекрасные дамы, в саду среди деревьев, формы которых складываются в сложные арабески - группы прекрасных дев, напоминающих русалок, беседуют, танцуют, отдыхают… Эти кукольные «ненастоящие» фигурки создают настроение нереальности, а рассеянный сумеречный свет, матово-мерцающая поверхность, тающие контуры, прихотливые ритмы придают этой сцене ощущение мечтательности и, одновременно, острой тоски по несбыточному. Одно мгновение, и все готово растаять, словно мираж…
Лариса Смирных, искусствовед
49x68 mm
Поступление:
1944, из Управление по делам искусств при СНК РСФСР