1872-1946
холст, масло, 65x82 см
Поступление:
1944, из Государственной Третьяковской галереи
Справа внизу: В. Соколов 27 г.
Живописец и график Владимир Иванович Соколов относится к поколению художников, чье творчество сформировалось под яркой звездой И. Левитана. Именно левитановское понимание русского пейзажа, философское, глубоко лиричное и в тоже время проникновенно интимное, станет основополагающим для творческого языка и поиска В. Соколова.
В 1894 году В. Соколов окончил Московское Училище живописи, ваяния и зодчества. Большое влияние оказал на молодого художника известный в это время в московском художественном обществе живописец, график, писатель и архитектор В.В. Переплетчиков. Скорее всего через своего наставника В. Соколов познакомился и с И. Левитаном, к которому на всю жизнь сохранит особое трепетное отношение. В 1902 году по просьбе известного мецената С.Т. Мамонтова В. Соколов, достаточно известный к этому времени художник, участник многих выставок, переезжает в Сергиев Посад, где возглавляет мастерские народных ремесел. С этим старинным русским городом будет в дальнейшем связана вся жизнь художника и его творчество. Мастер откроет для себя особую неповторимость русской провинции – красоту деревянного зодчества, скромные, но родные сердцу пейзажные мотивы и общий неспешный, пестрый быт почти деревенской жизни. Вплоть до 1920 года В. Соколов руководил учебной столярной художественной мастерской Московского губернского земства. По предложению С.Т. Мамонтова в Сергиевом Посаде был налажен кустарный промысел по изготовлению шкатулок, украшенных выжиганием и росписью, эскизы сам вид росписи разрабатывал В. Соколов. Также практически самостоятельно осваивает художник печатные техники графики – литографию, ксилографию, линогравюру, в которых продолжает создавать художественную летопись Сергиева Посада.
Произведение из коллекции музея «Сергиев Посад. Загорск» выполнено в 1927 году уже зрелым мастером. Художника заслуженно считают создателем галереи видов архитектурных памятников Сергиева Посада, но это в графике. Для живописных сюжетов В. Соколов любил выбирать иные мотивы – деревенские проулки, внутренние дворы, повседневный вид города. Прожив в Сергиевом Посаде больше половины жизни, художник воспринимал его не только как старинный центр исторических и архитектурных памятников. Для него этот город стал родным. Именно это теплое отношение чувствуется в живописных произведениях мастера, сдержанные по цвету, они наполнены тихой грустью, время в них как будто замерло, сохранив неизменным дух старинного уклада жизни. Но нижнетагильская работа выделяется из этого ряда – она сама жизнь! - звонкий морозный солнечный день, людная улочка, пестрые добротные избы и яркая импрессионистичная палитра. Может здесь воплотилось стремление художника показать настоящий живой город, самобытный и в тоже время типичный, похожий на другие провинциальные города-деревни, которые и есть Русь настоящая, старинная, уходящая.
Картину интересно рассматривать. Первое впечатление, как глоток свежего морозного воздуха, заставляет задержать дыхание – сочные цвета, яркие и звонкие краски, прозрачный воздух, высокая синь неба и пестрота оглушительно белого снега – весь живописный строй полотна обрушивается на зрителя. Но чуть «проморгавшись» уже не можешь оторваться, всматриваясь в детали сюжета - особенности строений изб, ведь каждый из домов имеет свой неповторимый облик, включаясь в пеструю жизнь местных жителей, каждый занят делом и каждый здесь часть узнаваемого облика России – будь то занятые беседой соседки в ярких платках или инокиня, просящая пожертвования для храма, и, конечно, розвальни с понурой лошадкой неспешно скользящие по снегу. Веселый щедрый нрав русского народа!...
Ольга Лебедева, искусствовед
65x82 mm
Поступление:
1944, из Государственной Третьяковской галереи