1872-1941
холст, масло, 132.2x212 см
Поступление:
1951, из Нижнетагильского краеведческого музея
Внизу справа: М.Слъп...
Художник еврейского происхождения Моисей (или Меер) Герцович Слепян – фигура-инкогнито в русском искусстве. Сведения о его жизни и творчестве до недавнего времени во всех источниках ограничивались перечислением мест учебы, констатацией сфер творческой деятельности, членством в Обществах и участием в ряде выставок. В 2012 году появляется исследование москвича Парашутова, как его определил сам автор «Моисей Слепян. Попытка составления биографии», материалы которого, несомненно, приподнимают завесу «тайн» над именем Слепяна.
Меер Слепян родился в Одессе. Там же окончил Одесскую рисовальную школу, которую патронировала Петербургская Академия художеств. Большая золотая медаль, полученная Слепяном по ее окончании, присуждалась самой Академией и давала статус «один из лучших учеников». После, по предложенной исследователем версии, Слепян поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ), т.к. в Москве действовало меньше ограничений в отношении евреев. В 1892-1895 молодой художник продолжил обучение в Академии художеств, чтобы получить высшее образование (МУЖВЗ получило статус высшего учебного заведения только в 1896 году). Но больше никакой информация о годах учебы нет – «ни у кого учился художник, ни какие работы написал, ни какие награды, премии получил, был ли пенсионером за рубежом!». Звание классного художника Слепян получил только в 1901 году спустя шесть лет после выхода из академии за картину «Аквариум». Жил и работал в Петербурге. Из справочника «Весь Петербург» даже известен адрес проживания художника – Васильевский остров, 11 линия, д.56, кв.6. Также обнаружены сведения, что в 1905 г. он работал в театре В.Комиссаржевской и писал сцены для спектакля М.Горького «Дачники». Входил в объединение «Община художников», экспонировавшего выставки, как в России, так и за границей (сбыт и популяризация картин), был членом Еврейского общества поощрения художеств. Именно там Слепян познакомился с Марком Шагалом, в 1917 году переехавшим в Витебск, ставшим там уполномоченным комиссаром по делам искусств. Предположительно, М. Шагал пригласил 1920-х Слепяна приехать Белоруссию «поднимать молодое советское белорусское искусство», как пригласил и И.Пуни (документально присутствие Слепяна в Белоруссии подтверждено 1925 годом). Последней выставкой, участие Слепяна в которой обозначено, явилась выставка Общества им. Куинджи, проходившая в залах Академии художеств в 1930 году. Последующее десятилетие – это сплошной пробел… Подлинно известно одно - что художник умер в 1941 году…
Если Вы заинтересуетесь М.Слепяном, то к ознакомлению с творчеством художника будет предложена только одна картина - «Ночной ресторан», которая хранится в Нижнетагильском музее изобразительных искусств. Автор исследования Парашутов относительно картины из Нижнего Тагила высказал версию, что именно она может являться дипломный работой Слепяна, написанной им за границей, скажем в Париже или в Мюнхене. Но можно выдвинуть и другое предположение, что став членом «Общины художников», основанной в 1910 году, Слепян мог выезжать за границу с выставками и по возвращению в Россию написать картину «Ночной ресторан».
Атмосфера пряной от запаха духов, цветов праздничной феерии создается на полотне Слепяна энергичной живописной манерой и декоративностью цветовых сочетаний, порожденных яркими, броскими красками. Легкое восприятие зрителем ночной сцены обусловлено четким и ясным рисунком, достаточно точно передающим форму, соблюдением законов перспективы. Художник, не сомневаясь, использует смелый композиционный прием – изображение на первом плане фигур посетителей ресторана со спины. Но именно это помогает живописцу создать ощущение настоящей непосредственности. Автор, для кого важна выразительность схваченного мгновения, вглядывается в лица, в сцены, подробно «описывает» шикарные женские наряды, яркую иллюминацию, превращающую ночь в день. Несомненно, что картина могла быть написана только тем, кто сам был участником этого действа. Вслед за собой участником происходящего художник делает и зрителя, которого раскрывающееся на пространство него, вовлекает в атмосферу веселья и беззаботности. Каждый из героев картины запечатлён в непосредственной позе за тем занятием, за которым «застал» его художник, пытающийся уловить сиюминутную неповторимость. Слепян не дает оценку происходящему – для него, как художника, все заслуживает изображения.
Ночная жизнь большого западного города!... Перед зрителем, открывается огромное пространство вышедшего на улицу ресторана, заполненное людьми, сидящими за столами накрытыми белыми скатертями. Все вокруг наполнено светом, который создают находящиеся в поле нашего зрения большие круглые белые светильники, монтированные на высокие металлическое конструкции, поддерживающие натяжной купол. В центре зала - «горка-букет» из ярких цветных лампочек, а справа - вереница огней, тянущаяся вдоль улицы. И везде люди, люди, люди… Пристальное внимание художника сосредоточено на публике первого плана - у каждого человека, чьи лица мы видим - свое выражение, своя реакция … Справа сидящие за столом с аперитивом мужчины и женщины поделились на группы. Одна – это мужчина, изучающий меню, и изображённый со спины низко склонившийся к столу официант, дающий пояснения. Вторая – женщина, изображенная со спины, которая держит в левой руке накрытую белой салфеткой бутылку, и мужчина, присевший подле, видимо пытающийся с ней познакомиться и продлить отношения, ведь так слащава его улыбка. Женщины – сидящая за этим же столом и за столом, расположенным слева, с любопытством наблюдают за сценой знакомства. И так повсюду среди общего гомона можно видеть, как люди общаются, знакомятся, развлекаются, создавая себе приподнятое настроение – то главное, зачем они пришли сюда.
Но есть еще одна немаловажная причина посетить ресторан – это продемонстрировать свое платье! Мы словно присутствуем на модном дефиле начала XX века, времени, когда во всем ощущалось влияние стиля модерн. Это влияние на женскую моду проявилось в цветовой пастельных тонов гамме и, особенно, в стремлении создать целостный образ. Именно тогда появился ансамбль, «в котором все части костюма решались в соответствии с единым замыслом и тщательно подбирались друг к другу». Изображенные на картине женщины – это идеал женщины периода модерна. Их наряды демонстрируют тенденции стиля модерн - гибкие, стройные фигуры в платьях, в основном из струящихся тканей, вверху с обтянутым лифом, юбкой полотно облегающей бедра и расширяющейся книзу от коленей. Искусно, уложенные прически из взбитых волос, огромные с непомерными полями шляпы, украшенные искусственными цветами, обилие кружев, перьев, лент, роспись, аппликация, вышивка бисером, пайетками, банты, оборки, плиссе … завершают образ. Не отставали и мужчины – их костюм, состоящий из сюртука, брюк, рубашки со стоячим воротником и жилета - сама элегантность и сдержанность в цвете.
Лариса Смирных, искусствовед
132.2x212 mm
Поступление:
1951, из Нижнетагильского краеведческого музея