Истории Музейной Коллекции
обратно
Сколько легкости!..

Рябушкин

Андрей
Петрович

1861 – 1904


Князь Глеб Святославович убивает волхва на новогородском вече.

1898


холст, масло, 134x244 см
Поступление:

1947, из Управления по делам искусств при СМ РСФСР

Справа внизу: А. Рябушкинъ 1898 г.

художник

Андрей Петрович Рябушкин – признанный мастер жанровой и исторической живописи, родился в семье крестьянина-иконописца. Уже к семи годам он помогал отцу в мастерской. В 14 лет мальчик осиротел, но его способности заметил художник А.Х. Преображенский и определил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Здесь его наставниками стали В.Г. Перов, А.Е. Архипов, К.А. Коровин, В.А. Серов. После смерти любимого учителя В.Г. Перова, не закончив училища, в 1882 года Рябушкин продолжил обучение в Петербургской Академии художеств. По окончании Академии он отправился в длительное путешествие по старым городам России - Новгород, Москва, Киев, Тула, Ярославль, Рязань, Углич и другие. Страстно увлекшись русской историей, везде он изучал старинную архитектуру, предметы быта, одежду, оружие. Его интересовала литература по истории Руси, летописи, народные сказания. В русском искусстве он стал создателем историко-бытовой картины, изображающей прошлое России, что принесло ему известность и признание. С ними он участвовал в выставках передвижников, «мирискусников», получил почетный отзыв на Всемирной выставке в Париже 1900 года. 

произведение

Картину «Князь Глеб Святославович убивает волхва на новгородском вече» художник оставил незавершенной. Это решение было связано с критикой его творчества в те годы. В середине 1890-х годов Андрей Рябушкин потерпел неудачу на передвижной выставке с одной из картин и начал поиски принципиально новых решений в области композиции и колорита. Известно, что он очень требовательно относился к своей работе и многие неудавшиеся, на его взгляд, произведения попросту сжигал. Он оставил незаконченными ряд полотен, выполненных в прежнем стиле, среди них был и «Княжий суд». Изображенное на картине событие – одно из ключевых в истории Великого Новгорода. Вот как описывает его Н.М. Карамзин в труде «История государства Российского»: «…Один из кудесников – волхв осуждал в Новгороде веру христианскую, бранил епископа Федора. Народ слушал его как человека божественного. Епископ призвал новгородцев приложиться к кресту. Но новгородцы толпились вокруг волхва, только князь Глеб с дружиной приложились к кресту. Тогда князь Глеб подошел к чародею и засек его секирою. Волхв пал мертвым к ногам его. Народ вынужден был приложиться к кресту…». В «Новгородской летописи», изданной Санкт-Петербургской археологической комиссией в 1888 году, этот факт описывается более экспрессивно, здесь подчеркивается его мятежность: «…волхв привлек на свою сторону много новгородцев и … в Новгороде вспыхнул мятеж. Мятежники хотели убить епископа Федора… Князь Глеб с дружиной встал на защиту епископа и начал задавать вопросы волхву, на которые тот отвечал довольно смело и дерзко…». Вот тогда и пришлось новгородскому князю Глебу Святославовичу применить силу для сохранения собственной власти и христианства в городе.

детали

На картине изображен кульминационный момент события: упавший волхв (нам видны лишь его сапоги) уже убит князем Глебом. Сам князь грозным взглядом и указующим перстом предупреждает в ужасе отшатнувшуюся толпу о том, что со всяким, кто пойдет против веры христианской, будет то же. Эмоции окружившей князя Глеба толпы художник выразил с помощью жестов и движений, ярких красок. Рябушкин применяет тип разомкнутой композиции: слева – князь с дружиной, сдержанное спокойствие, собранность, четкие ритмические линии, сдержанный колорит, справа – толпа, яркие краски, круглящиеся линии, движение, смятение и неуверенность, взволнованность чувств. Почти замкнув толпу - художник все же оставляет небольшой просвет для того, чтобы зритель мог стать непосредственным соучастником событий - подобное построение картины в исторической живописи было одним из новшеств, привнесенных в искусство художниками-передвижниками. Уже самой композицией автор показывает за кем победа

 Ксения Баданина, филолог

в других музеях