Истории Музейной Коллекции
обратно
Сколько легкости!..

Савицкас

Аугустинас
Юргевич


Часть № 3. Ии цикла "Цветы и люди"

1990


холст, масло, 110x100 см
Поступление:

2004, от Министерства культуры РФ

Справа внизу: 90 A.Savickas

На верхней планке подрамника: А.Савицкас. Цикл «Цветы и люди» III. 1990 х.м.

художник

В конце жизни широко известный художник Аугустинас Савицкас говорил: «Мне казалось, что все, чего я достиг – это только начало. Я еще не разгадал всей глубины народной мудрости.., а только она позволит художнику полностью овладеть мастерством». Савицкаса всегда занимали связи между природой и человеком. Он радовался солнцу, чистому небу, мечтал об искусстве «уравновешенном, чистом, без захватывающего сюжета». Для стороннего человека интересно, откуда художник черпает материал для создания своих образов, для вдохновения, как мыслит, что его волнует. «Надо браться за картину, когда какая-то мысль, идея тебя теснит, захватывает, не дает покоя». Его искусство призывает нас не быть равнодушными ни к добру, ни к злу, ни к смерти, ни к жизни, ни к красоте, ни к безобразию.

  

произведение

Уже в самом начале творческого пути сердце А. Савицкаса-художника захватила тема материнства, ставшая постоянной в его произведениях. Именно с ней связана картина мастера «Цветы и людиIII».

Об этой картине живописца просто не скажешь… В ней нет никакого события. Перед нами - две предстоящие женщины, одна из которых, держит на руках ребенка, неся его в мир солнечной красоты. Их лица обращены к зрителю… Три поколения женщин уподоблены обобщенному облику «материнства», и представляются персонификациями матери-земли, воплощающей единосущную основу человека и природы. Материнские образы - постоянные у Савицкаса.

Художник вспоминает «когда я работал над образом матери, представлял себе образы нашей деревянной скульптуры, думал… о старой русской иконописи, которую страстно люблю». Используемые художником в живописи пластические приемы деревянной скульптуры: почти архаичной статики, угловатости и обобщенности форм, органично соединяются с экспрессией мазка, звучным колоритом родной природы и особым духовным равновесием, спокойствием, невольно становящимся глубоко личным переживанием каждого.

детали

В картине господствует не настроение, а состояние. Здесь – иная реальность, здесь есть нечто непоколебимое, как в иконных образах. Люди, земля, цветы - все в целом единая плоть. Пространство холста насыщено цветом. У каждого цвета - свой мощно звучащий голос, поднимающий его до символа. Зеленый цвет, как дорога, по которой идут женщины – цвет цветущей земли. Яркий синий, разлившийся в озере - цвет надежды. Цвет белый – как символ света и добра, запечатлен в огромных невиданной красоты и размерах цветах, которым так хорошо на этой земле. Все три цвета существуют как символ. Они определяют духовный итог - счастье и мир на земле

Лариса Смирных, искусствовед

в других музеях