Истории Музейной Коллекции
обратно
Сколько легкости!..

Ржевская

Антонина
Леонардовна

1861-1934


Музыка

1902-1903


холст, масло, 102x100 см
Поступление:

1951, из Нижнетагильского краеведческого музея.

Местобытование. Московский Румянцевский музей; Государственный музейный фонд; Нижнетагильский краеведческий музей

художник

За всю историю Товарищества Передвижных художественных выставок в нем состояли только две женщины - одна из них Антонина Леонардовна Ржевская. Урожденная Попова, А.Л. Ржевская родилась в обедневшей дворянской семье, после смерти отца вместе с семьей переезжает в Тверь, а затем в 1880 - в Москву, где становится вольнослушательницей Московского училища живописи, ваяния и зодчества. После окончания - А.Л. Ржевская начинает активно участвовать в выставках, и быстро становится заметной. В первое время она выставляла свои работы без подписи, опасаясь предрассудков – профессиональное занятие живописью считалось не женским делом. Но в 1897 году с XXV Передвижной художественной выставке П.М. Третьяков покупает картину «Веселая минутка в свою коллекцию, а после успешного экспонирования работы «В сумерках» на XXVII выставке Ржевскую в 1899 году приняли в Товарищество передвижных художественных выставок. Произведения художницы хоть и отвечали теме передвижников - изображение народной жизни, - все же лишены критической оценки жизни, свойственной художникам-передвижникам. Ржевская часто поэтизирует быт, ее живопись легкая, источающая тепло. Позднее Ржевская отойдет от передвижников из-за несогласия с их программой. Кроме бытовых картин Ржевская пишет портреты, пейзажи. В годы Первой мировой войны Ржевская уезжает жить в Тарусу к зятю, известному художнику В.А. Ватагину, в доме которого она  пробудет до конца своих дней. 

произведение

Картина «Музыка» созданная в 1902-1903 годах, впитала лучшие и характерные черты живописи А. Ржевской. Созданная незадолго до первой русской революции, произведение передало тот особый общественный подъем, который и отличал начало ХХ века в России. Динамичная диагональная композиция полотна, свободное широкое письмо, контрастная светотеневая моделировка, резкие противопоставления темных силуэтов первого плана и разливающегося из центра холста золотистого теплого света призваны передать ощущение драматизма времени. В свободе мазка поиски новых средств выразительности, приближаясь к поискам Союза русских художников и импрессионистов, характерных для русского искусства начала ХХ века. Искусствовед и директор Румянцевского музея Н.И. Романов писал о картине: «В особенности типична для нового искусства и по теме, и по выполнению красивая картина госпожи Ржевской «Музыка». Посреди российских женщин-художниц госпоже Ржевской принадлежит сейчас чуть ли не 1-ое место...» После выставки произведение приобрел меценат и коллекционер из Переяславля-Залесского Иван Петрович Свешников, по завещанию, которого его коллекция поступила в Московский Румянцевский музей.Откуда после революции картины перешли в Государственный музейный фонд и перераспределились в музеи страны. Так работа «Музыка» А. Ржевской попала в Нижний Тагил. 

детали

 В полотне «Музыка» А. Ржевской удалось достичь особого состояния - «Неслышимая музыка словно льется с полотна звуками, преображенными в краски». Изображая балкон, видимо, петербургского концертного зала или театра, куда могли купить билеты только самые бедные люди, художница остается верна темам передвижничества с их демократической направленностью. И все же этим не исчерпывается понимание картины – главное здесь не социальное равенство, а всепоглощающая, объединяющая, возвышающая сила искусства. Герои картины, разнящиеся возрастом, социальным положением, одинаково захвачены эмоционально-чувственной стихией музыки. Есть предположение, что в образе курсистки на первом плане А.Л. Ржевская изобразила самою себя. В темной фигуре старика на первом плане, отвернувшегося от сцены и погрузившегося в собственные думы под влиянием музыки, художница, возможно, сосредотлчила сам драматизм общественной жизни России начала ХХ века.

  Ольга Лебедева, искусствовед

в других музеях