Истории Музейной Коллекции
обратно
Сколько легкости!..

Сафохин

Анатолий
Иванович


Горицкий монастырь

1989


холст, масло, 75x106.5 см
Поступление:

2006, в дар от жены художника И.А. Сафохиной, Москва

художник

Рисованием Анатолий Сафохин интересовался с детства и после школы поступил в Московский художественный институт им. В. И. Сурикова. Вначале хотел стать графиком, иллюстрировать книги и даже начал работать в этой области, но в самом конце 1950-х одна встреча изменила его взгляд на мир.  Сафохин познакомился с художником Элием Белютиным и его студией «Новая реальность».  С 1959 по 1963 годы Сафохин занимался в изостудии Э.М. Белютина и эти годы помогли ему раскрыться как художнику. В дальнейшем Сафохин с увлечением изучал принципы живописи Сезанна и Матисса, стремился каким-то образом возродить в своем творчестве традиции «Бубнового валета», ввести в свои работы художественные приемы, иногда даже фрагменты картин художников-авангардистов. Как художник он много работал на природе. Основой своего творчества А.Сафохин считал постоянный непосредственный контакт с натурой и потому старался как можно чаще выезжать в командировки. В восьмидесятые годы художник не раз бывал в Переславле на  творческой даче Д.Н. Кардовского, известного учредителя «Нового общества художников» в 1903-1917 гг. С этого времени архитектурные пейзажи занимают прочное место в творчестве Сафохина.

 

произведение

В 1989 году Анатолий Сафохин пишет картину «Горицкий монастырь». Переславль-Залесский и его окрестности всегда манили к себе представителей творческой интеллигенции. История города неразрывно связана с именами К.А. Коровина, В.А. Серова, Ф.И. Шаляпина, М.М. Пришвина. В Переславле расположен знаменитый Горицкий Успенский монастырь, который  возник в XVI в. при Иване Калите[1]. Монастырь находится на возвышенности у южного берега Плещеева озера. Благодаря своему местонахождению на возвышенности – «горице», монастырь виден отовсюду. В свои многократные приезды в 1980-е  годы в древний Переславль-Залесский А.Сафохин раз за разом с разных точек писал вид колокольни монастыря с Богоявленской церковью и крепостными стенами, но наибольшее количество картин и этюдов было создано в 1989-1990 годах. Пейзажи его в это время становятся зыбко-дрожащими, изображение предельно обобщаются,  трансформируются в цветовые пятна и плоскости, максимально отдаляясь от предметных форм. Пространство словно сжимается, дробится в пользу экспрессии и абстрактности. Нет и красоты старинного монастыря в этом скромном, почти обыденном изображении, но гораздо важнее те переживания, которые испытал художник.

 

детали

Все смутно-обыденно, по бытовому… За покосившимися домами, странными объемами строений, возвышается колокольня монастыря… Мечется крона дерева, едва намеченная, обобщенная… Но звучные ярко-красные и малиновые цвета, не  контрастирующие с холодными  сине-зелеными оттенками, но оттеняющие напряженный синий,  несут в себе такую напряженность чувств, такую чистоту, что кажется взорваться может тишина, царящая в городке… В этом безгранично-красивом синем видятся отголоски старинных фресок, в которых так любили иконописцы «голубец» - голубой и синий цвет, наделяя его глубинным смыслом. И замершая тишина старинного города несет в себе суть русских городов…

Екатерина Шефер, филолог

 

в других музеях