Истории Музейной Коллекции
обратно
О, пряные ароматы Востока...

Рубан

Игорь
Павлович


У крыльца

1934


холст, масло, 66.5x50 см
Поступление:

2006, в дар от сына художника Г.И. Рубана, Москва

художник

Игорь Павлович Рубан родился 12 июня 1912 года на станции Рузаевка Пензенской губернии, где его отец Павел Семенович Рубан, принимал участие в строительстве Казанской железной дороги. Павел Семенович происходил из семьи Василия Григорьевича Рубана, автора истории Малороссии, придворного поэта Екатерины II, издателя журналов и секретаря Потемкина. Отец познакомился со своей будущей женой Евгенией Николаевной Елисеевой в Цюрихе, куда он сбежал от последствий участия в студенческих беспорядках в высшем техническом заведении. Молодая девушка  училась в то время в Цюрихе на медицинском факультете. Обвенчавшись в русской церкви у русского священника, они продолжили учебу и зарабатывали на жизнь частными уроками, а после ее окончания  вернулись в Россию. Правда, им не удалось устроиться вместе: Павел Семенович определился на строительство железной дороги в Рузаевке Пензенской губернии, которая была частью Казанской железной дороги, а жена - врачом в земскую больницу в Саратовской губернии. Рожать же приехала к мужу в Рузаевку. Вскоре вся семья  обосновалась в Москве и в Рузаевку Игорь Павлович больше не вернулся. Молодая семья поселились  на Солянке. Первым наставником юного Игоря Рубана был Игорь Эммануилович Грабарь - он для начала  определил его в рисовальную студию Ксаверия Чемко к преподавателю Дмитрию Кардовскому. После закрытия студии Чемко в 1929 году, преподавателем живописи  Игоря Рубана стал Игорь Эммануилович Грабарь. В это время учитель жил на втором этаже «…деревянного домика в Кудринском переулке, еще сохранившего облик старой Москвы с панорамой уходивших на гору садов и церковью в конце. Занимал он три комнаты. Большую, с окнами на две стороны, служившую ему мастерской, библиотекой и столовой, примыкавшую к ней меньшую и в конце коридора у черного хода узенькую, крохотную комнатку, где я начал свое обучение живописи. У входной двери стоял сундук, а на нем квадратная корзина, служившая подиумом для натюрмортов. Я мог работать с 9 до 16 часов. Утром Игорь Эммануилович ставил незамысловатый натюрморт, а в четыре часа приходил снова. Итогом короткого разговора был [вердикт] или «Снять мастихином и еще раз написать» или «Поздравляю, на любую выставку можно». (1

произведение

Игорь Рубан вспоминал о том, как была написана картина - «Весной 1931 года Игорь Эммануилович поехал под Москву писать уходящий снег, и взял меня с собой. Работая у него, я освоился с масляными красками, но писал все время в помещении. Во Влахернской (Подмосковье) открылась мне разница между интерьером и пленэром, между освещенностью в помещении и светом на открытом воздухе». (2)  Было молодому художнику в то время 17 лет.

В работах Игоря Рубана начала 1930-х годов прослеживаются черты импрессионизма, в чем он следовал за своим учителем Грабарем. В то же время все его произведения отличаются индивидуальностью, в них нет прямого копирования приемов своего педагога. Энергичной и жизнеутверждающей натуре Грабаря свойственны были оптимизм и жизнерадостность, что проявилось и в его творчестве. Для Рубана же была характерна романтическая мечтательность и  поэтичность. 

детали

В картине, решенной фрагментарно, изображен очень простой мотив – начало весны. Справа выступает угол дома, трактованный обобщенно, без деталей, а слева на снегу тропинка, уходящая в заснеженный  лес. Зима, казалось бы, еще царит, и белый снег едва осел, но наступающая весна уже чувствуется в воздухе, наполненном предчувствием перемен. Художник строит поверхность холста на контрасте наложения  мазков. Хаотично положенными мазками из множества оттенков белого, серого, бледно-розового, нежно-сиреневого художник соткал пелену снега.  Плоскость стены построена легкими и удлиненными, лежащимися рядом друг с другом мазками, образующими сложную по цвету поверхность, состоящую из коричневых, зеленых, сиреневых красок.  

Марина Агеева, искусствовед

в других музеях