Истории Музейной Коллекции
обратно
О, пряные ароматы Востока...

Рождественский

Василий
Васильевич


На Алтае. Ойроты

1943


холст, масло, 271x199 см
Поступление:

1947, от Комитета по делам искусств при Совете Министров РСФСР

Справа внизу: В.Рождественский 43 г.

художник

С конца 1920-х годов Василий Рождественский работает в реалистической манере, воспевая неповторимость разных уголков нашей родины: от Русского севера, Урала до Крыма, Дагестана, Средней Азии и Алтая, проводя большую часть жизни в поездках. Но, оставаясь в рамках реалистической формы, он вырабатывает свой собственный живописный стиль, носящий декоративный «ковровый» характер, который определяет ритмичное плоскостное движения ярких цветовых пятен. Рождественский называл свои произведения живописи «композициями с натуры», считая подлинное общение с природой важнейшим условием правдивости с искусстве. Для него была важна сама этически-эстетическая сторона процесса создания произведения: художник даже во время поездок сам грунтовал холсты, тер краски, подбирал лаки… Большинство произведений Рождественского было создано именно во время путешествий или, немного спустя, по впечатлениям.

 

произведение

Художественные «воспоминания» Василия Васильевича Рождественского о путешествии в 1940 году на Алтай, поразивший художника величием горных пейзажей, легли в основу картины «На Алтае. Ойроты». Тогда Рождественский совершил поездку в самый центр Алтая - Уймонскую долину, расположенную на юге региона, где им было выполнено множество натурных этюдов. В связи с этим Рождественскмй вспоминает, как познакомился с одной ойротской семьей, в которую иногда приезжал пастух, живший высоко в горах, где пас лошадей. Именно, во время посещения его фермы, Рожественский сделал акварельный рисунок головы пастуха и написал его красками верхом в алтайской подпоясанной алым кушаком овчиной шубе (мехом внутрь), которую носили и летом, в мягких сапогах и округлой меховой шапке с розовым шелковым верхом и черной свисающей сзади кистью. Позже сделал этюды акварелью навьюченных лошадей, которые тоже вошли в картину. Там же живописцу открылся и удивительный пейзаж…

детали

Художник не лирического, а эпического плана, он с гордостью и знанием «открывает» зрителю удивительную красоту Уймонской долины, окруженной горами: ее изумрудные поляны, редко стоящие темно-зеленые кедры, сияющие вдали  «белки», так зовутся величественные снежные вершины. По опасной тропе, вдоль с обрывистыми скалами, внизу с бурлящей на перекатах стремительной рекой Тюгурюк, мерно движется караван… Как смело художник выносит на первый план круп лошади в сбруе с седоком - курящим трубку проводником-айротом. В этой большой сюжетной композиции автор удивительно сохранена свежесть этюдного чувства натуры. Есть что-то захватывающее в том, как цветовыми отношениями воссоздается большое, уходящее в глубину пространство горного пейзажа. Тонко владея цветом, Рождественский отказывается от светотеневого решения формы, членя ее «на дробные планы». Богатейшая разработка тонов голубовато-серых, серебристых, золотистых, сиренево-розовых, зеленых… звучит как многоголосая симфония. Цветом уверенно вылеплены не только фигуры людей, животных и предметы, но и сам воздух является цветоносной средой. На поверхности картины краски «живут», переливаются, мерцают, то плотные, то прозрачные, словно светящиеся изнутри, выражая сам тип мировосприятия художника.

Лариса Смирных, искусствовед

в других музеях