Истории Музейной Коллекции
обратно
О, пряные ароматы Востока...

Раух

Христиан-Даниель

1777-1857


Портрет императрицы Александры Фёдоровны

1820-е


бронза, литье, 78.0 x46.0х19.0 см
Поступление:

1946, из Управления по делам искусств при Совете Министров РСФСР

Отливка вторая четверть – середина XIX века 

художник

Христиан-Даниель Раух родился в 1777 году в небольшом германском городке Бад-Арользен в небогатой семье, но все же родители смогли оплатить  учебу у мастеров-скульпторов. В 20 лет  он отправился искать счастье в Берлин и сумел поступить камердинером на службу к прусскому королю Фридриху Вильгельму II. Шаг этот был судьбоносным – после смерти короля его сын Фридрих Вильгельм III и его супруга Луиза, заметившие его талант, всячески поощряли художественные занятия молодого камердинера. Портрет королевы Луизы-Августы-Вильгельмины-Амалии (1776-1810) стал первым значительным произведением молодого художника, ученика прославленного скульптора Г. Шадова. В дальнейшем Раух, создавший множество памятников немецким правителям и  деятелям - Фридриху II в Потсдаме, И. Канту в Кёнигсберге, возглавил основанную им одну из самых значительных скульптурных школ Германии и воспитал более двухсот учеников. Последователь классицизма Х.-Д. Раух является автором портретов не только прусского королевского дома, но членов русской императорской фамилии. Мастер парадного портрета, был крайне популярен в 1820-1840-е годы как в Европе, так и в Санкт-Петербурге.

произведение

Известность Х.-Д. Рауха в России связана, прежде всего, с царской фамилией. Познакомившись с императором Александром I в Италии, скульптор в 1815-1822 гг. создает его портрет. В 1815 году русский император подыскивал невесту своему семнадцатилетнему брату - царевичу и Великому князю Николаю Павловичу.  Стремясь скрепить русско-германскую дружбу и памятуя о нежных чувствах, некогда испытанных императором к королеве Луизе, супруге прусского правителя Вильгельма III, Александр I останавливает свой выбор на их дочери – принцессе Фредерике-Луизе-Шарлотте-Вильгельмине (1797-1860). Вероятно по заказу короля Вильгельма III, в 1816 году Х. Д. Раух исполняет портрет невесты, еще совершенно не предполагающей, что ей в ближайшем будущем уготована  судьба стать русской императрицей Александрой Фёдоровной. Практика создания портрета невесты в качестве подарка жениху, тем более, когда речь шла о царской семье,  была распространена в ту эпоху, когда еще не было фотографии - жених должен был знать и помнить, как выглядит невеста.  Парным к нему стал созданный позднее портрет великого князя Николая Павловича, в дальнейшем императора Николая II, также многократно повторявшийся с оригинала Рауха.  Портрет  неоднократно повторялся в мраморе, в отливках из бронзы и чугуна. Портрет в мраморе храниться музее в Гатчине, в Тульском областном художественном музее, в Государственном Эрмитаже, чугунные  отливки по модели Рауха хранятся в коллекции Петрозаводского музея изобразительных искусств, усадебно-промышленного комплекса Боташевых-Шепелевых, г. Выкса и др. 

детали

Для Рауха, как представителя стиля классицизма,  было важно создание портрета реального человека в формах античной классики. Именно это умение представить индивидуальное в идеальных формах принесло ему славу. Созданный в Берлине портрет будущей императрицы Александры Фёдоровны оказался столь удачным и так нравился державным заказчикам, что в дальнейшем скульптор неоднократно повторял его для русского двора. Художник делал погрудное и оплечное изображение, менял складки наброшенной на плечи тоги или вовсе убирал ее, отливал портрет из бронзы и чугуна, и исполнял в мраморе, но во всех вариантах Раух сохранил характерный для классицизма трехчетвертной поворот влево и уложенную в узел прическу с туго закрученными высокими локонами на висках. Впрочем, в отливке, известной в бронзе и в чугуне, художник позволил себе сделать не два, а три локона, и украсить ее небольшой, стилизованной под кокошник диадемой, также известной в двух вариантах – остроконечной и полукруглой. Этот небольшой штрих свидетельствуют и о том, что скульптор стремится подчеркнуть статус модели  - Александра Федоровна уже стала императрицей, и о том, что нижнетагильский вариант портрета сделан ближе к концу 1820-х годов. 

 Елена Ильина, искусствовед

в других музеях