холст, масло, 98x118 см
Поступление:
1995, от Министерства культуры РФ
Справа внизу: Петров А. 83
На обороте: Петров А.Н. Кореннова Е.В. «Тир» 1983 г
Гиперреализм (слово имеет французское происхождение), фотореализм (по американской версии), фокусный реализм – в искусстве это одно и тоже направление, живопись которого можно принять за фотографию, а скульптуру - за живого человека. Порой зритель недоумевает - зачем идеально копировать действительность? Художники-гиперреалисты, появившиеся на российской арене искусства в 1970-1980-х годах, создавали свои работы при помощи проекции слайдов, получая при этом не просто достоверные, а сверхнатуралистические изображения обыденного, от которых веяло холодком. Кто-то из художников апеллировал только к эстетическим принципам фотореализма, скрывая свой субъективный взгляд, предъявляя зрителю копию копии (к примеру фотографической) реальности – при этом настоящая реальность испарялась, заменяясь чем-то фантастически нереальным. Но порой кто-то превращал изображенное в метафоры, аллегории, наделяя его тем самым сущностными смыслами, правда, это случалось нечасто. Художники-фотореалисты любили изображать мир во фрагментах или даже через отдельные элементы, превращая эффект иллюзорности в художественное кредо. Александр Петров – московский художник-фотореалист в творчестве своем следует своему пониманию искусства. «Моим лозунгом стало - «Мир как он есть». Во всяком поэтическом замысле отказ даже от незначительных частиц зримого наносит ущерб тому большому миру, в котором существует искусство… В любой мелочи мир живет своей полной жизнью. Нужно только увидеть и отразить то увиденное, что есть повсюду…»
Столичные искусствоведы причисляют картину «Тир» к шедеврам гиперреалиста Александра Петрова (при участии студентки Елены Коренновой), который в своей работе поднимает тему катастрофы, грозящей природной среде. Личное переживание художника, отказавшегося стать молчаливым свидетелем, обращает внимание на то, чего мы упорно не хотим замечать. Об этом его полотно «Тир»… Петров составил сюжет произведения из двух фрагментов действительности. Героями его картины стали сама природа и человек. Композиция произведения разворачивается в глубину - в мир прекрасный и чистый, оставляя зрителя позади человека, изображенного со спины и готового бессмысленно уничтожить, то, что дает нам жизнь и является средой нашего обитания. Художник использует прием противопоставления двух миров - доверчивого природного и жестокого человеческого, и двух духовных «пространств»: земного пространства с небом и деревьями, такого поэтического, манящего и прекрасного, воспроизведенного с натурной достоверностью фотообраза, и отвлеченно- нравственного - жестокого с человеком, стреляющим в природу. А на чьей стороне МЫ? Тревожный вопрос о будущем человечества, собственно, предрешается выбором, совершаемым каждым из нас. Вот она сверхзадача, поставленная художником. И на наших глазах фотореализм не просто констатирует факт, а превращается в изобразительную публицистику, обостряя проблему гуманистической нравственности.
Образ природы у художника сложился из изображения бездонно-синего неба с возникшими как мираж возвышенными по образу белыми кучевыми облаками, начавшими «растворяться», и зелени деревьев, словно кулисами, обнимающими небесный свод, тоже постепенно «тающими». Природа дереализуется у нас на глазах… И рядом с незащищенной природой встает образ человека, не созерцателя, а участника, далекого от поэтической идиличности. Изображенный со спины и придвинутый к зрителю, он, встав к барьеру, готовится выстрелить. И кажутся такими трагически незащищенными и небо и земля, и весь мир…
Лариса Смирных, искусствовед
98x118 mm
Поступление:
1995, от Министерства культуры РФ