Истории Музейной Коллекции
обратно
О, пряные ароматы Востока...

Раев

Василий
Егорович

1808-1871


Вид Рима с горы Марио

1853


холст, масло, 77x120.6 см
Поступление:

1959, из Нижнетагильского краеведческого музея

Слева внизу: Римъ Раевъ 1853 На обороте слева: Видъ Рима съ горы Mapio. 1853 годъ. Местобытование. Собрание К.Т.Солдатенкова, Москва; Московский Румянцевский музей; Государственный музейный фонд

художник

Художников из крепостных, и среди них выдающихся, в России очень мало. Из их числа - Василий Егорович Раев, который, обучаясь у известных русских художников И.К. Айвазовского, М.И. Лебедева, А.П. Боголюбова, смог получить высшее образование, стать академиком живописи и уважаемым педагогом. Родился будущий художник в 1808 году в селе Волок Холмского уезда Псковской губернии. Помещик И.А.Кушелев, дабы заиметь своего крепостного художника и щеголять им перед соседями, определил одаренного от природы талантом рисования юношу в 1829 году в Арзамасскую школу живописи академика А.В. Ступина – первую в России провинциальную частную художественную школу для крепостных крестьян. После первых лет обучения работы студента, присланные в Академию Художеств, были отмечены педагогами, которые «…положили иметь его ввиду с тем, чтобы дать ему возможность к усовершенствованию себя по части художеств и к получению независимого свободного звания…».[1] В северной столице Раев оказался после окончания школы в 1834 году, но путь в Академию оставался закрытым. Тогда же П.Н. Демидов - представитель известнейшей уральской династии, меценат, думая выкупить молодого автора, пригласил его в Нижний Тагил для писания с натуры видов заводов. Эти работы, показанные в Академии Художеств, вызвали высокую оценку, автора благодарили за то, что он познакомил публику с замечательным уральским краем и его заводами. Но только через 5 лет – в 1839 году В.Е. Раев получил долгожданную вольную, в 31 год избавившись от крепостной зависимости, чему в немалой мере поспособствовало Общество поощрения художников, собравшее необходимую для откупа сумму. Теперь Раев смог посещать Академию Художеств. Тогда же, в 1939 году, автор получил первую серебряную медаль, а уже в следующем году - звание неклассного художника исторической живописи. В 1842 году В.Е. Раев отправился на стажировку в Италию на средства графа В.А. Перовского. В итальянской столице, покорившей художника экзотикой природы и величием архитектурных памятников, он работал особенно долго и успешно, приезжая сюда не один раз и создавая живописные полотна. Здесь же у римского профессора Барбети он одним из первых русских мастеров осваивал мозаичное искусство, а по возращении в Россию в начале 1850-х годов возглавил только открывшееся мозаичное отделение при Академии художеств. После 1855 года Раев переезжает в подмосковную усадьбу мецената К.Т. Солдатенкова в Кунцеве, где становится смотрителем его художественной коллекции, расписывает интерьеры, занимается украшением парка, работает над историческими и сказочными полотнами. ...Умер великий художник в нищете, преждевременно утратив зрение, наполовину оглохнув.

 

произведение

В 1845 году В.Е. Раев известил Академию Художеств о выполнении ее заказа - картины «Вид на Рим с Монте-Марио». В воспоминаниях художник пишет: «... я начал выбирать пункт, откуда бы написать вид Рима. Всех лучше мне показалось с Монте Марио; я устроился и начал писать панораму всего Рима». Но перед этим Раев устроил «веселую пирушку с захоронением бороды», которую сбрил еще на родине и привез с собой: обливая ее вином, он припевал и пританцовывал над ней вместе со своими друзьями художниками. Раев с документальной точностью старался запечатлеть облик города и его окрестности, увиденные им с самой высокой точки – горы Марио. Картина полностью соответствовала требованиям Петербургской Академии художеств, и в 1851 году Раев за заслуги и за нее в частности получил звание академика пейзажной живописи. Впоследствии с этой работы, ныне хранящейся в Государственном Русском музее, художник выполнил несколько вариантов: близкое по композиционному решению полотно в 2000 году было продано за 26.000 евро на аукционе Christies, другое хранится в собрании Нижнетагильского музея изобразительных искусств и входит в постоянную экспозицию зала Русского искусства. Вероятно, эта картина была создана в Москве и передана В.Раевым в коллекцию у К.Т. Солдатенкова, где и бытовала до 1901 года. После смерти мецената, по его завещанию, коллекция была передана в Московский Румянцевский музей, который в 1924 году был расформирован, и картина попала в Государственный музейный фонд. Спустя год её распределили в Нижнетагильский краеведческий музей, а в 1959 году она была переведена в музей искусств. Полотно «Вид Рима с горы Марио» отражает один из важнейших этапов становления отечественной пейзажной живописи первой половины XIX века, когда главным в картине была фотографическая точность. Пройдет еще десяток лет, и на первой выставке передвижников в 1871 году появятся работы русских художников с изображением родной природы, проникнутые чувством любви и восхищения к ней, а пока - это виды иностранных городов с беспристрастным отношением к натуре…

детали

Произведение «Вид Рима с горы Марио» сначала воспринимается как общий широкий пейзаж, но, постепенно открываются подробности и частные изображения. Этому во многом способствует использованный автором прием трех параллельных планов, являющийся в XIX веке классическим способом построения академической живописной композиции. Первым, отправным планом обозначена природа Рима с характерной для него пышной, вечнозеленой растительностью, вторым – архитектурные строения видимого вдали вечного города, а третьим – прекрасное небо Италии. Колорит картины передает умиротворенную атмосферу теплого вечера. В пределах первого плана художник использует только зеленую гамму цветов, во втором присутствуют лишь коричневые оттенки, а дали третьего - написаны теплыми желто-голубыми тонами. Маленькая фигурка поднимающейся в гору итальянки на первом плане стаффажна и введена в произведение, чтобы подчеркнуть величие природного ландшафта и архитектурных памятников прошлого - собора Святого Петра и замка Святого Ангела. В результате возникает панорамное изображение города.

Мария Комарова, искусствовед

в других музеях