Истории Музейной Коллекции
обратно
НЕОБЫЧНЫЙ РАКУРС

Петровичев

Петр
Иванович

1874-1947


Кусково. Малиновая гостиная

1924


холст, масло, 49x86.5 см
Поступление:

1944, 

На обороте: Петровичевъ 1924. Быв. дворец Шереметьева

художник

«Смотрите, как надо писать, как это просто, непосредственно – это сама природа. Вот что нужно в живописи!» - так И.И.Левитан, отзывался о работах своего любимого ученика Петра Петровичева. Но Первые годы учебы Петровичева в училище, куда его из Ростова Ярославского привело страстное желание заниматься живописью, были не очень удачными - за плохую успеваемость ему даже грозили исключением. Он, сын крестьянина, полюбил рисовать с детства. Как впоследствии вспоминал сам Петровичев, что «даже во время написания диктанта в сельской школе я между строками какую-нибудь рожу нарисую». Судьбоносной для него стала встреча с художником В. Верещагиным¸ который не просто посоветовал ему учиться, но способствовал его поступлению Петровичева в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Встреча Петровичева со своим истинным учителем произошла в 1898 году, когда Левитан возглавил в училище класс пейзажной живописи. Правда учеба в мастерской Левитана, была непродолжительной - всего два года. Левитан пристально наблюдал за Петровичевым… Интересовался как тот живет, помогал ему с покупкой хороших красок, увидев, что Петровичев из-за нехватки денег пишет малярными, волновался за успехи на московских и петербургских выставках … Когда Левитан начал обучать Петровичева, то тот, находясь под влиянием французской выставки, писал больше фиолетовыми и лиловыми красками. По этому поводу учитель заметил: «Вы знаете, мы с вами русские художники, давайте писать по-русски». И начал учить его по-настоящему писать. А уже через три месяца показывал работы Петровичева как пример. От своего учителя и духовного наставника Петровичев воспринял главное – искреннюю и глубокую любовь в единственный источник вдохновения – живую природу. Совместные поездки на этюды воспитывали вкус, способствовали повышению мастерства. 

Между 1915-1930-ми годами Петр Иванович Петровичев писал много подмосковных усадеб. Как вспоминал художник: «…меня увлекала русская старина. Древние памятники зодчества знакомы мне с детства». Он любил работать в Останкине, Муранове, Загорске, передавая в создаваемых образах обаяние архитектуры тех мест. Но все же только Кусково рождало в душе художника особенное чувство - ощущение неповторимой поэзии. Еще в годы ученичества Петровичев стал одним из любимых учеников великого пейзажиста И.И. Левитана, который ценил его за большое лирическое дарование и особую манеру письма. Под руководством Левитана воспитанники Московского училища живописи, ваяния и зодчества выбирались в Кусково писать пейзажи этого великолепного ансамбля с его дворцом, церковью, прудом, усадебными строениями и одним из самых больших регулярных парков в России XVIII века. Разные уголки парка, по замыслу его создателя, приглашённого из-за границы архитектора Пьетро Гонзаго, были окрашены определенным настроением: то весельем, то печалью, то покоем, а еще приветливостью, романтизмом…

 

произведение

В душе художника всегда жило еще одно непреодолимое стремление - наряду с пейзажами запечатлеть интерьеры дворца. И, следуя своей «прихоти», Петровичев, «переписал все его залы и гостиные», создав около двадцати интерьеров - Зеркальная галерея, Ковровая гостиная, Библиотека, Картинная, Диванная, Голубой зал дворца, и конечно Малиновая гостиная, которую Петровичев писал ни один раз.

В 1924 году появляется интерьер Малиновой гостиной, названной так за штофную малиновую обивку стен и мебели. Надо сказать, что каждый дворцовый интерьер в Кусковебыл отмечен своим архитектурным стилем и образом. Петровичев, работая над интерьерами Шереметьевского дворца, не дополнял их своими представлениями о прошлом, он стремился открыть особенности художественной и духовной культуры русского народа. Не увлекаясь подробностями натуры, выписыванием деталей, он намечает лишь контуры и объем, стремясь передать общее впечатление – создаваемый интерьером образ.

детали

Малиновая гостиная именовалась еще Наугольной, т.е. находящейся на пересечении южной и западной анфилад. Ее интерьер, соединяющий строгость и одновременно пышностьнаполнен торжественно-романтическим звучанием, создающим ощущение парадности и благополучия. Значительную ноту парадности в образ вносит само убранство гостиной с наборным звездчатым полом, хрустальной люстрой-«листопадом», и особо обильным золочением, которое можно заметить не только на покрытых резьбой декоративных деталях интерьера, но и на мебели (подзеркальных столиках и стульев), рамах.

Главным в Малиновой гостиной стал висящий на дальней стене парадный портрет кисти француза Н.Б. Делапьера, являющий облик графа П. Б. Шереметева, подарившего миру настоящую жемчужину русской культуры - усадьбу в Кускове. Украшали ее и мраморные бюсты его родителей, выполненные одним из лучших скульпторов того времени Ф.И.Шубиным,- фельдмаршала Б.П. Шереметева и его супруги А.П. Шереметевой, последний из которых, попав на картине в поле зрения живописца, запечатлен у высокого зеркала, завершающего анфиладу.

Особенно притягательной для человека усадьбу в Кускове делает взаимосвязь парка с покоями дворца. Не сразу, но, при внимательном рассматривании, замечаешь в окне изображение небольшого фрагмента пейзажа с золотой листвой деревьев и проникающим в гостиную светом. Именно он, играя яркими бликами, обогащает палитру многочисленными оттеками малинового и наполняет интерьер воздухом и зыбким мерцающим цветом. Так художник вдыхает, казалось бы, в статичное изображение, настоящую жизнь

Лариса Смирных, искусствовед

в других музеях