1935 г.р.
холст, масло, 230x160 см
Поступление:
1969, от Министерства культуры РСФСР
Справа внизу: П.Ю 67
Живя в Ленинграде и имея стремление к живописи невозможно не поступить в Ленинградскую Академию художеств! Юрий Пенушкин так и сделал, поступив в мастерскую знаменитого профессора Андрея Мыльникова в 1962 году. В 1966 году он окончил учёбу, получив «хорошо» за дипломную картину «На шлюпочных учениях». И сразу стал выставлять свои работы на выставках. Сведений о живописце Ю. Пенушкине известно немного, в то время как он считается одним из самых заметных художников русского импрессионизма. Первые упоминания об участии в групповых выставках Ю.И. Пенушкина относятся к 1970-м годам, когда художник стал представлять своих холсты не только в Ленинграде, но и в Германии, США, Финляндии и пр. Исследователи пишут, что Пенушкин «глубоко впитал традиции русской художественной культуры». Но, в сложные перестроечные годы художник принял решение об отъезде из России и в 1991 году поселился во Франции. Большинство теряется в новых условиях жизни, талант - возрастает. Пенушкин – яркая индивидуальность, он не только не потерял лицо, но стал активно экспонироваться и «получил признательность у западно-европейских ценителей искусства», удостоивших живописца нескольких международных наград. Он участник многочисленных выставок и Салонах во Франции - «Осенний салон» в Париже, II Интернациональный салон в Нанте, выставки в различных галереях Франции. В 2009 году его персональная выставка прошла в Санкт-Петербургском Манеже, Пенушкина приглашают к участию в различных тематических выставках. Сегодня художник живет и в Санкт-Петербурге и во Франции.
Еще учась у Е. Моисеенко Юрий Пенушкин много ездил по русским глубинкам. В 1960-е годы они еще хранили тот дух русский, устои, которыми словно проникнута сама земля. Жизнь русской глубинки с ее воскресными банями, спокойным течением трудовых будней, одухотворенным миром природы вошла в творчество Ю. Пенушкина буквально сразу, и художник писал много сценок из жизни русской провинции - чаепития, прогулки, рабочие будни. Одна из таких поездок была на Север России, в места, где ловят и перерабатывают рыбу. Жизнь рыболовецких поселков была такой устойчивой и простой, трудной и естественной в своем соединении с природой. Однажды наблюденная сцена обработки рыбачками рыбы не давала покоя – в голове все теснились цвета, удивительный перелив оттенков и самое состояние монументальности и устойчивости бытия в самых простых действиях. Сцена работы рыбачек сплелась с романтической фантазией и приобрела особую одухотворенность. В этой работе проявилось тяготение к импрессионизму, желанию схватить момент, остановить течение жизни. Казалось бы - бытописательный жанр, но в трактовке Пенушкина он приобретает вид скрытой метафоры, легенды. Художника интересует, прежде всего, цвет, свет и само удивительное возвышенное состояние. Учась в Академии, невозможно не испытать на себе влияние таких неординарных и самобытных мастеров как Е. Моисеенко и А. Мыльников. Это было время в искусстве, которое назвали «суровый стиль». И оттого Пенушкин активно и смело включает в палитру тяжелый черный цвет, строит свои композиции на жестких контрастных сочетаниях, обращается к сочной и яркой живописной манере, вытесняющей правильный академический рисунок. Было Юрию Пенушкину в то время 32 года.
Посмотрите - в работе художника нет точных деталей - все обобщено, скрыто. В крупной большеформатной картине человек и его деяния отодвинуты на второй план, на первый - выплеснулось живое море серебристой, бесценно богатой, переливающейся оттенками белого серебра рыбы. Золото плетеных корзин вспыхивает крупными пятнами, оттеняя серо-серебристую живую массу рыбы. Лица рыбачек на тон темнее, кажутся почти коричнево-охристыми. Монументальные фигуры рыбачек на фоне темной, почти черной деревянной стены выглядят значительными, исполненными достоинства жизни. Вспыхивают на черном фоне их ослепительно белые рукава рубашек, надетых под сарафаны, и повязанных на головы белых платков. Композиция статична, но золотистые, белые и охристые пятна привносят в работу сложный ритм и движение. «Все драгоценно в этом мире» - говорит нам художник!
Елена Ильина, искусствовед
230x160 mm
Поступление:
1969, от Министерства культуры РСФСР